Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Таким образом, на вновь построенной в 1915-1916 годах Мурманской железной дороге применялась уже отработанная в стране практика организации церковной жизни в движении между новыми станциями и прочими населенными пунктами. С одной стороны, деятельность вагона-церкви на протяжении всей линии позволяла руководству разрешать некоторые административные, социальные и, в отдельных случаях, религиозные противоречия. С другой стороны, сам факт строительства железной дороги от столицы до океанского побережья (до нового международного порта) создавал множество дополнительных проблем. Так, обеспечение доступа к жителям удаленных районов получили не только священнослужители, но и все имеющие возможность перемещаться по железной дороге. Тем самым повлиять на религиозные предпочтения местных жителей и работников железной дороги могли миссионеры других, не православных, церквей, а также те, кого православная церковь считала сектантами. Отдельную опасность церковное руководство усматривало в контактах «инославных» граждан, приезжих-иностранцев с представителями коренного населения и старожилами. Православная церковь с целью преодоления конкуренции в «борьбе за паству» в качестве первоочередной задачи ставила мобильность отдельного священника, увеличение скорости его перемещения, своевременного исполнения религиозных обрядов и обеспечение хотя бы периодического, но стабильного общения прихожан со священнослужителями. Деятельность вагона-церкви имела последствия как для прихожан, так и для священнослужителей. Церковная администрация указывала на экономические и административно-политические приобретения и для государства в целом, и для института церкви как неотъемлемой части Российской империи. Особое свойство службы специального вагона — временность. Сопутствующие такой церкви определения - - передвижная, походная, полевая - - не противоречат полноте и качеству ее оборудования. Предполагалось, что обустройство новых железнодорожных станций, постоянных мест жительства рабочих и служащих дороги должно включать стационарные культовые сооружения. Во временных промежутках между перемещением рабочих вдоль мест строительства дороги, созданием станций и, наконец, установкой постоянно действующей церкви паства оставалась под покровительством причта укомплектованного вагона. Историко-культурное значение деятельности вагонов-церквей на Мурманской железной дороге Участки Мурманской железной дороги в административном смысле относились к разным губерниям, а значит, и к разным региональным епархиям. Опыт использования передвижной церкви на отдельных участках Олонецкой губернии фрагментарно представлен на примере текста священника В. Е. Кудрявцева. Перемещения же священников Архангельской и Петроградской губерний по «Мурманке» осуществлялись непосредственно в вагонах-церквях. Потенциальные конфликты, связанные с принадлежностью прихожан к той или иной епархии, снимались, прежде всего, статусом «паствы» — это рабочие и служащие, обычно временные или сезонные, прибывшие из других регионов страны (а также иностранные граждане, прежде всего военнопленные). В двух случаях речь идет о разных специальных вагонах, которые обслуживали религиозные потребности рабочих дороги. Оба случая показательны с точки зрения культурной межрегиональной помощи представителей церковного ведомства, ставшей возможной благодаря усилиям и финансовой поддержке железнодорожного управления. Вагон-церковь св. Алексия Северных железных дорог История создания вагона-церкви железнодорожного прихода станции Исакогорка Архангельской губернии подробно описана в одной из статей Архангельских епархиальных ведомостей20. Приведем некоторые сведения об организации этой передвижной железнодорожной церкви. О разрешении деятельности вагона-церкви Начальник Архангельского Отделения Северных железных дорог уведомил Архангельскую духовную Консисторию 21 апреля 1916 года. Основная функция указанной церкви в документе обозначена как удовлетворение «религиозных нужд служащих на линии Архангельской железной дороги»21. Передвижение вагона планировалось в районе, расположенном вдоль линии от станций «Архангельск-Пристань до станции Вологда». Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz