Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Статусы священников, которые служили в районах, где проходила железная дорога, и тех, кто продолжал служение в отдаленных от линии приходах, различались. Это сказывалось, в частности, на различии возможностей, предоставляемых организованной транспортной сетью уже в 1917 году. Если священник « .оказал ся счастливым соседом линии жел. дороги, то нельзя же с такой головокружительной от этого счастья быстротой забывать что вся остальная Олонецкая губерния все еще пробавляется прежним прадедовским “лошадиным” способом передвижения», - - отвечал на критику деятельности церкви Исполнительный Комитет Союза духовенства14. Прошение В. Е. Кудрявцева оказало существенное влияние на скорость решения проблемы сотрудничества двух ведомств по вопросам попечения рабочих дороги. Документ был передан в Отдел Временной Эксплоатации в марте 1916 года, на сопроводительном рапорте появилась новая резолюция: «Завести дело “организация дела духовной помощи служащим”»15. В результате появилось дело «Переписка об организации духовной помощи служащим», материалы которого отражают усилия представителей церкви и железной дороги в области организации и реализации религиозного дела на Мурманской железной дороге16. Вагон-церковь: оборудование, цели создания и возможности использования Вагон-церковь (вагон-храм) - - это специализированный тип железнодорожного вагона, который предназначен для проведения религиозных обрядов и церковных служб как в местах остановок железнодорожного состава, так и при передвижении поезда. В литературе конца XIX — начала ХХ столетия мы находим несколько описаний подобного типа вагона. Хорошо известна история возникновения вагона-церкви, сконструированного на Путиловском заводе в честь рождения первого ребенка Николая II — княжны Ольги (1896 г.). Подробнейшее описание этого вагона (который на самом деле был не первым построенным вагоном в стране), структура и обустройство, а также его первые фотографии опубликованы в журнале «Всемирная иллюстрация»17. Прежде всего авторы заметки отмечали несоответствие скромного внешнего вида церкви и претенциозного убранства вагона: «Церковь уютна и роскошна в своем скромном виде вагона»18. Функционально такая церковь не уступала стационарным строениям, в ней все было предусмотрено для совершения обрядов и богослужений: иконостас, царские врата с соответствующими иконами, алтарь, престол и жертвенник, а также церковная утварь, необходимые облачения и другое. Приведем некоторые описания: «Снаружи вагон окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого тика, дерева, которое не боится перемен погоды и не поддается гниению. Внутри вся церковь обшита лакированным дубом с резьбою наверху, где сине -желтые стекла красивой чертой проходят по плафону; стены с выжженным орнаментом на филенках»; «В вагоне-церкви всего 18 окон, по 9 на каждой стороне, и 4 одностворчатых двери с четырех сторон - - с восточной стороны дверь закрыта и имеется на случай опасности - - и кроме того еще две боковые двери у самого входа западной стороны»; «Над входом устроена, увенчанная крестом, звонница с тремя колоколами, к которой поднимается с платформы небольшая железная лестница»19. Такая церковь могла вместить одновременно до семидесяти прихожан. Вагон-церковь, созданный в 1896 году на Путиловском заводе, был призван курсировать на Сибирской железной дороге на участке Челябинск - Кривощеково. Вагоны-церкви, как и другие передвижные походные церкви, были достаточно распространены на дорогах Российской империи. Конечно, они были намного скромнее роскошного Путиловского вагона. Особая потребность в таких передвижных церквях сохранялась на вновь построенных участках железных дорог. Деятельность причта вагонов заключалась в удовлетворении религиозных нужд верующих, рабочих и служащих малонаселенных местностей, отдельных участков пути, где могли быть временно сконцентрированы рабочие, а также местных жителей, которые по желанию могли обратиться к священникам передвижных церквей. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz