Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Кроме того, в качестве источников использованы публикации газет региональных епархий за 1915-1918 годы («Архангельские епархиальные ведомости» (г. Архангельск), «Олонецкие епархиальные ведомости» (г. Петрозаводск), «Известия по Петроградской Епархии» (г. Петроград), а также материалы официального издания Святейшего правительствующего Синода — «Церковные ведомости». Предметом изучения стала организация службы и деятельность причтов военно-передвижного храма, а также вагонов-церквей, которые работали вдоль линии Мурманской железной дороги. Железная дорога и церковь «Приблизилось время открытия и у нас навигации. Начинается наплыв люда пришлого: рабочих на устройство Олонецко-Кемской железной дороги; военно-пленных, воинов — больных, раненых... Всем им нужна помощь наша; помощь и материальная и духовная», — так начиналось обращение епископа Никанора к священникам Олонецкой губернии 1 мая 1915 г.1 Строительство железной дороги во время Первой мировой войны, сопутствовавшая этому процессу массовая миграция рабочих из разных регионов Российской империи, имели результатом появление многочисленных новых населенных пунктов (разъездов, станций, поселков). Эта новая инфраструктура, предполагавшая ведомственное подчинение, вызывала беспокойство и заботу духовенства. В перспективе ситуацию осложняло отчуждение земель вдоль железнодорожной линии в пользу Министерства путей сообщения. Кроме того, дорога проходила по районам трех губерний: Петроградской, Олонецкой и Архангельской. В церковно-административном отношении территория строительства дороги распределялась между Архангельской и Холмогорской, Олонецкой и Петроградской епархиями. Планировалась серьезная работа по взаимодействию руководства разного уровня и подчинения. Церковь проявляла серьезную заинтересованность в организации и устроении повседневной жизни новых населенных пунктов. Весной 1915 года руководители Архангельской и Олонецкой епархий начали публиковать специальные предписания священникам, в районах службы которых планировалось железнодорожное строительство. Задачей этих наставлений было на основе «точных сведений» благочинных, во-первых, составить целостное представление церковной администрации о появлении «более или менее значительных станций» в процессе возведения дороги, во-вторых, уточнить информацию об имеющихся в близлежащих селениях церквях и школах2. Донесения священников о церковной инфраструктуре географически охватывали местности вдоль линии железной дороги, «не далее 2 вер. от нее»3. Особого внимания заслуживали сведения от тех лиц, которые проводили специальные богослужения в разных местностях по случаю начала железнодорожных работ в епархиях. Наплыв и постоянный рост числа сезонных рабочих не давали возможности священнослужителям в имевшихся церквях удовлетворять духовные нужды приезжих. Проблема возведения необходимого количества церковных строений на новых станциях и разъездах в сложившихся обстоятельствах была неразрешимой. Обеспечить рабочих Мурманстройки приемлемыми бытовыми условиями, предоставить возможность прибывшим представителям разных этнических и локальных групп наладить привычную повседневность, формально и ритуально оформить события жизненного пути человека или семьи - - это насущные проблемы, которые стали общими для разных ведомств. Ощутимые результаты комплексной деятельности Министерства путей сообщения по обеспечению рабочих жизненно необходимым: питанием, одеждой, жильем, инструментом - - были несопоставимы со скромными плодами деятельности по оказанию духовной помощи приезжим в ее разрозненных формах. В 1915 году Олонецкая Духовная Консистория поощряла любую помощь в деле организации новых, хотя бы небольших, христианских построек: «Желательны на станциях хоть часовни, которые могли бы строить прихожане»4. Планы работы по организации духовной жизни требовали времени. Перемещение в район строительства многочисленных рабочих и служащих привело к необходимости взаимодействия церковного и железнодорожного управлений по удовлетворению религиозных нужд прибывающих граждан. Церковь, ограниченная материально, призывала сослуживцев к просветительно - миссионерской, утешающей, духовной благотворительности: «.Проведайте, наблюдите, предостерегите, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz