Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
the space of activity, as well as the ways the clergy work with the temporary road "flock". For the first time, the author introduced into scientific circulation certain types of official and registration documents from the collections of the National Archive of the Republic of Karelia, the Central State Historical Archive of St. Petersburg. These documents are related to the activities of mobile churches and the movements of clergy, the provision of spiritual assistance, and the registration of life cycle events of participants in railway construction in the European North of Russia during the First World War. The conclusions relate to the fact that the Orthodox Church has highly adapted to the transforming ethno-cultural space, as well as the formation of new settlement communities within it during the years of war and revolution. Keywords: Railcar church, mobile military church, traveling congregation, mobility, ethno-cultural space, Murmansk Railway, 1915-1918 Acknowledgments: The article was supported by the federal budget on the topic of state assignment No. FMEZ-2024-0002 “Dynamics of the sociocultural appearance of the Kola North in the context of the history of the development of the Arctic frontier of Russia” of the Center for Humanitarian Problems of the Barents Region of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. For citation: Zmeeva O. V. On the Anthropology of Religious Life in the First World War: railcar church on the Murmansk Railway (1915-1918) // Transactions of the to la Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.002. Введение Современная церковь успешно приспосабливается к изменению социокультурной ситуации в стране. Расширение культурного пространства института осуществляется во многом благодаря вариабельности и разнообразию форм организационной активности, выработке социальных компромиссов и включению в пространство гражданского диалога [1]. Одной из форм адаптации является обеспечение доступности в предоставлении религиозных услуг все большему количеству населения. С этой целью трансформируется городская инфраструктура — строятся церкви «шаговой доступности», поощряется их создание при больницах, тюрьмах, учебных учреждениях, создаются новые формы домовых сооружений, обеспечиваются условия для посещения церквей маломобильными гражданами. Осуществляется работа и по созданию ведомственных церквей — армейских, морских, железнодорожных и др. Распространенными и общественно-доступными становятся многие виды передвижных церквей: действующие на базе вагонов, автомобилей, автобусов («церкви на колесах»), плавучие часовни («храмы -баржи»), походные — «десантируемые», «надувные храмы», «палатки-церкви»). Такие мобильные комплексы (подробнее см.: [2]), разнообразию и деятельности которых современная церковь уделяет самое пристальное внимание, позволяют институту церкви модифицировать свои функции, расширять пространство межкультурного взаимодействия от строгих форм военно-административного подчинения до свободных и коммерческих практик, используемых, предположим, в сфере туристического бизнеса. Конкретизация новых форм адаптивности церковной организации во многом основана на использовании исторических традиционных способов заботы православного духовенства о прихожанах. Многие историко-культурные аспекты деятельности церкви во время Первой мировой войны сохраняют актуальность в современных условиях: изменение положения военного духовенства [3, 4], восприятие военных событий полковыми священниками, передвигавшимися с русской армией [5], патриотическая, миссионерская и благотворительная деятельность церкви [6-9], формирование духовной жизни священника в пути, специфика деятельности военно -полевых церквей [10, 11]. Экстремальная повседневность поликультурного пространства, оформившаяся в период Первой мировой войны вдоль построенной линии Мурманской железной дороги, повлияла на деятельность региональных священнослужителей и на их взаимодействие с начальниками железнодорожных участков [12, 13]. Статья нацелена на изучение отдельных историко-этнографических аспектов функционирования передвижных церквей в районах Европейского Севера в 1915-1918 годах. Работа основана на материалах двух архивов: Национального архива Республики Карелия, город Петрозаводск (НА РК), и Центрального государственного исторического архива города Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz