Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Научная статья УДК 39:656.223.18:271.2:94(100)«1914/1918»(470.21) doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.002 К АНТРОПОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ВАГОН-ЦЕРКОВЬ НА МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (1915-1918 ГОДЫ) Ольга Васильевна Змеева Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, zmeyeva@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-3909-1582 Аннотация Рассматриваются историко-этнографические аспекты организации деятельности и службы причтов железнодорожных передвижных церквей на Европейском Севере России в 1915-1918 годах. Это была эффективная форма предоставления духовной помощи приезжим, оказавшимся вдали от родины, рабочим и служащим Мурманстройки. По вопросам духовного контроля и удовлетворения религиозных потребностей населения взаимодействовали церковное и железнодорожное ведомства. В условиях Севера особое значение имела мобильность духовенства, поэтому возможности железнодорожных священников по охвату населения и привлечению новой паствы были выше, чем у приходских. Выявлены особенности функционирования вагонов-церквей, состав причта, пространство деятельности, а также способы работы священнослужителей с временной дорожной «паствой». Впервые в научный оборот введены отдельные виды служебных и регистрационных документов из фондов Национального архива Республики Карелия, Центрального государственного исторического архива города Санкт-Петербурга, связанные с деятельностью передвижных церквей и перемещениями священнослужителей, оказанием духовной помощи, регистрацией событий жизненного цикла участников железнодорожного строительства на Европейском Севере России в годы Первой мировой войны. Сделан вывод о высокой адаптивности православной церкви в годы войны и революции к трансформирующемуся этнокультурному пространству и формированию внутри него новых поселенческих общностей. Ключевые слова: вагон-церковь, передвижная военная церковь, дорожная паства, мобильность, этнокультурное пространство, Мурманская железная дорога, 1915-1918 Благодарности: статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания № FMEZ-2024-0002 «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России» Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук. Для цитирования: Змеева О. В. К антропологии религиозной жизни в период Первой мировой войны: вагон-церковь на Мурманской железной дороге (1915-1918 годы) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.4.002. Original article ON THE ANTHROPOLOGY OF RELIGIOUS LIFE IN THE FIRST WORLD WAR: RAILCAR CHURCH ON THE MURMANSK RAILWAY (1915-1918) Olga V. Zmeeva Barents Centre of the Humanities o f the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, zmeyeva@rambler.ru, https://orcid. org/0000-0002-3909-1582 Abstract The author studies the historical and ethnographic aspects of the organization of the activities and services of the clergy of railway mobile churches in the European north of Russia in 1915-1918. It was an effective form of providing spiritual assistance to visitors who found themselves far from their homeland, workers and employees of Murmansk. The church and railway departments interacted on issues of spiritual control and meeting the religious needs of the population. In the conditions of the North, the mobility of the clergy was of particular importance, therefore, the ability of railway priests to reach the population and attract a new flock was higher than that of parish priests. The author revealed the peculiarities of the functioning of the railcar church, the composition of the clergy, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 14-26. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 14-26. © Змеева О. В., 2024 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz