Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 130-135. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 130-135. Рис. 2. Ю. А. Купина, И. А. Разумова, Ю. В. Филиппов. 12.09.2024 В рамках дискуссии эксперты обсудили роль различных традиций в укреплении, нарушении и восстановлении доверия в обществе, значение и риски информационной доступности традиционных ценностей для формирования культуры доверия между народами, роль семейно - родственных сообществ в этом процессе, значение научного знания в понимании сущности и основных трендов функционирования традиции. Они также поделились опытом работы по собиранию этнографического материала, изучению историко -культурного наследия различных регионов, музеефикации культурных артефактов, отметили ряд актуальных для этой деятельности проблем. Сама постановка проблемы панельной дискуссии, связывающая социологическую категорию «доверие» и понятие «традиции», нестандартна и интересна. В программе было заявлено: «Культура доверия в многонациональном обществе неразрывно связана с традициями, благодаря которым сохраняются и развиваются в жизни народов такие ценности как стабильность, справедливость и прагматизм, важные для построения будущего» [6]. По ходу выступлений и ответов экспертов на вопросы сталкивались и согласовывались позиции исследователей различных традиций и практиков в сфере их сохранения — создания новых культурных артефактов в виде музейных комплексов и визуальной кинопродукции. Эксперты солидаризировались с идеей, что традиции — это и национальное достояние, и уникальная социальная технология, благодаря которой общество, нация сохраняют устойчивость и в то же время имеют возможность динамично развиваться. Как система социально-культурных норм, представлений, знаний, правил и т. д. традиция определяет поведение, мировоззрение, мировосприятие определенной группы, ее идентичность и отношение к другим группам и традициям. Так, М. М. Магомедханов, специалист в области этнокультурных и этноязыковых процессов в Дагестане и на Северном Кавказе, акцентировал внимание на том, что, в отличие от ряда других культур, недостаточно изучена на международном уровне специфика горских народов, имеющих во многом сходный культурный тип в разных регионах мира. В свою очередь, И. А. Разумова, отвечая на вопрос об основных трендах развития культурных традиций в Кольском Заполярье и Российской Арктике в целом, остановилась на традициях неаборигенных российских северян — преимущественно городских укорененных жителей арктических и приарктических территорий (индустриального Севера). В выступлении отмечалось, что, несмотря на преобладающую численность этой категории населения в северных регионах, российские этнографы, как и зарубежные коллеги-североведы, сосредоточены на изучении традиций коренных малочисленных народов. Основываясь на исследованиях Кольского Севера, следует признать сформированным © Разумова И. А., 2024 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz