Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)
византийская церковь, разумеется, деревянная» (p. 127)17. Судя по всему, памятник русского деревянного зодчества XVII века оставил иностранного путешественника совершенно равнодушным. Уже находясь на южном побережье Кольского полуострова, Э. Рэй не оставлял попыток узнать, о том, что собой представляет среднее и верхнее течение реки Поной и что за люди там живут. Он смог убедить одного из нанятых крестьян — Екатеринова Филиппа Афанасьевича подняться по Варзуге до Поноя, а оттуда сплавиться к Белому морю. Тот обязался описать все увиденное и переслать данный документ Э. Рэю через английского консула в Архангельске. За проделанную работу Филипп Афанасьевич получил 40 рублей, а его дневник Э. Рэй дословно привел в своей книге (p. 129-136). Дальнейший путь Э. Рэя лежал через Соловецкие острова в Кемь, а оттуда вдоль Карельского берега - - в Ковду. Однако анализ данных глав, несмотря на их безусловный интерес, выходит за географические рамки нашего исследования. Прибыв из Ковды в Кандалакшу и наняв носильщиков, Рэй отправился по Кольскому тракту на север, поскольку побывать в Умбе ему не удалось. Он подробно описывает путь из Кандалакши в Колу, уделяя большое внимание саамскому быту, отношению саамов с Русской православной церковью. Будучи типичным представителем Британской империи XIX века, над которым довлело «бремя белого человека», Рэй не только описывает бедность окружающих его людей, но четко обозначает основные ресурсы, которые смогут обеспечить экономическое развитие региона, - - рыбу, лес и полезные ископаемые (p. 227). Он точно определяет наиболее слабое и уязвимое место экономики Кольского Севера - - транспортную инфраструктуру. При этом путешественник не ограничивался только рассуждениями на страницах своей книги, но и написал несколько писем английскому консулу в Архангельске с просьбой донести свои мысли о бедственном положении населения Кольского края и Беломорской Карелии российским властям (p. 210). Э. Рэй проводит параллели с Норвегией, при этом делает вывод о том, что потенциал Кольского края значительно выше (p. 228). В завершение, он утверждает, что «правительство должно делать здесь нечто большее, чем строить церкви, если они хотят дать шанс этой провинции» (p. 227). В своих описаниях Кольского тракта Э. Рэй делает несколько интересных этнографических зарисовок. Так, по его просьбе, саамы показали ему один из священных камней по пути к Разнаволоку, которым оказался «простой валун на краю маленького ручья»18. В Шонгуе он встретил молодого саама из Масельги, которого расспросил о его отношении к религии. Молодой человек не только достаточно слабо представлял себе значение христианских символов (в частности, он даже не знал, что означает крест в православии), но и сомневался в том, что возможна жизнь после смерти (p. 282). Э. Рэй во время всего путешествия скрупулезно фиксирует то, как рассуждают местные жители о северном сиянии. Так, рыбаки на Мурмане считают, что эти сияния - - души умерших, плывущие в воздухе19. Ненцы говорят, что сияния посылает Бог, они вредны и приносят болезни или зло людям, из-за этого пропадают, а, возможно, даже гибнут, олени (p. 143)20. Саамы также считают, будто северное сияние приносит ветер и бури, горе и болезни. Это злые предзнаменования для человечества (p. 259-260)21. В остальном Э. Рэй приводит крупные фрагменты и целые главы из работ норвежского профессора Йенса Андреаса Фрииса и финского этнографа Матиаса Александра Кастрена22. Впрочем, они также могут представлять интерес, поскольку так и не были переведены на русский язык за последние полтора века. К сожалению, ориентируясь на мнение ученых авторитетов, Э. Рэй игнорирует многие данные, которые ему сообщают местные жители и не приводит их в своей книге. Так, на одном привале саамы рассказали ему «длинную историю о медвежьей охоте», но Рэй не посчитал нужным записать ее (p. 238)23. Вернувшись в Колу и ожидая попутное судно в Норвегию, Э. Рэй обратил внимание, что местная молодежь, собираясь на площадке под Соловаракой, играет в различные спортивные игры, в том числе в лапту, которую они называли польским словом palant24. Будучи заядлым Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 5-13. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 5-13. © Дзенисов Г. А., 2024 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz