Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

гимназии Н. М. Аничков утверждал, что датой открытия следует считать 19 сентября 1819 года, поскольку так значится в брошюре «Двадцатипятилетний юбилей III-й Санкт-Петербургской гимназии», которую составляли участники событий, те самые первые преподаватели Учительского института Ф. И. Буссе (впоследствии директор Третьей гимназии) и преподаватель К. Ф. Свенске [2: 11]. Вероятно, первые наставники Учительского института имели в виду не формальное его открытие, а начало занятий с воспитанниками. Так или иначе, датой формального открытия института можно считать 14 января 1820 года.35, день торжественного учредительного акта нового учебного заведения, когда по принятой традиции было напечатано и «известие» об этом событии для публики. Экземпляры печатного «известия» об открытии Учительского института через неделю после события были разосланы Уваровым директорам училищ Архангельской, Новгородской, Псковской и других губерний36. 25 сентября 1819 года в докладе о возвращении из Англии четырех студентов и. о. попечителя Фус замечал, что «открытие Учительского института ещё не так скоро воспоследует»37. Но, как видно, практическое обучение воспитанников Учительского института могло начаться уже осенью 1819 года. В пользу этого свидетельствуют прошедшие в сентябре — октябре 1819 года вступительные испытания, также создавшие определенные сложности. Укомплектовать штат воспитанников Учительского института детьми самих учителей, как планировалось по проекту Уварова, оказалось непросто. Таковых, согласно донесению Н. И. Фуса Голицыну от 1 октября 1819 года, «нашлось до семнадцати человек»38, а оставшиеся 13 вакансий были заполнены за счет «посторонних», которых, наоборот, явилось много39. Однако из числа «посторонних» лишь немногие могли выдержать вступительные испытания за курс начальной школы. В «Известии об открытии Учительского института» говорилось о принятии лишь 29 воспитанников, то есть еще одна вакансия сохранялась40. Есть известия о внутреннем распорядке Учительского института и программах обучения. Размещался институт в доме митрополита римско-католических церквей в России Станислава Сестренцевича-Богуша: на Мещанской улице (ныне - - Казанская), дом 63 («2-й от угла со стороны Гороховой») [2: 11]. Вернувшиеся из Англии студенты Буссе, Свенске и Ободовский заняли вакансии в институте. Впоследствии они стали известными педагогами, авторами сочинений по дидактике, методике преподавания (в том числе в школах взаимного обучения), учебников для уездных и начальных училищ по арифметике (Ф. И. Буссе), всеобщей географии (А. И. Ободовский), всеобщей истории и русской грамматике (М. М. Тимаев) [12: 404]. Преподавать Закон Божий в Учительском институте был приглашен протоиерей Г. И. Мансветов, чистописание преподавал К. Ф. Энгельбах, рисование — Ф. К. Редер41. Курс учения был четырехгодичным с пятью занятиями каждый день, с понедельника по субботу, с применением методик взаимного обучения, которые освоили командированные в Европу питомцы ПИ, ставшие, в свою очередь, наставниками юношей в Учительском институте. День воспитанников начинался и заканчивался общей молитвой, а по утрам в течение получаса законоучитель читал воспитанникам Новый Завет. В свободное от занятий время воспитанники рисовали с натуры, читали книги религиозного и научного содержания, переплетали книги под руководством переплетного мастера Бюллера [2: 12-17]. Заключение Однако Учительскому институту было суждено просуществовать всего около двух лет. На его судьбе отразилась общественно-политическая обстановка той эпохи. Учительский институт мог эффективно работать до тех пор, пока Уваров был попечителем и курировал его в соответствии с им же написанным проектом «второго разряда» ГПИ, о котором говорилось выше. Попечитель утверждал программы преподавания, назначал чиновников, учителей и т. д.42 После отставки Уварова с должности попечителя, которая произошла летом 1821 года, положение Учительского института осложнилось. С момента своего открытия он стал объектом постоянной критики со стороны консервативно настроенных приближенных А. Н. Голицына -- М. Л. Магницкого, Д. П. Рунича и архимандрита Филарета. Они критиковали программу обучения в Учительском институте, пребывание в нем разночинцев на казенном содержании, обязанность оставаться на службе в учебном ведомстве после окончания обучения, а также сам ланкастерский метод. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz