Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

что и было утверждено императором25. Отсрочка привела к тому, что формальное «утверждение» императором 25 октября 1817 года проекта не приблизило его практическое воплощение. Последний на протяжении последующих полутора лет проект существовал только на бумаге, на что обращал внимание исследователь Н. М. Аничков [2: 11]. Причиной отсрочки открытия «второго разряда» стала затянувшаяся поездка студентов, отправленных по распоряжению Уварова в Европу. Уваров изначально связывал открытие «второго разряда» с возможностью использования их как экспертов по методике взаимного обучения. По возвращении они должны были стать наставниками во «втором разряде» и обучать своих учеников всему, чему научились сами. Но из поездки в Англию в 1818 году, как первоначально планировалось, они не вернулись. Сам Уваров в представлении министру еще 31 марта 1817 года предложил отправить воспитанников после завершения поездки по Англии далее в Германию и Швейцарию, чтобы те смогли изучить иные методики преподавания и, сравнив их, использовать опыт, наилучший для России. С согласия императора командировка студентов в Европу была продлена еще на целый год. Причем опыт далеко не всех учебных заведений показался им полезным. Так, в донесении Штрандмана Уварову в апреле 1818 года говорилось, что студенты ГПИ, «прибыв в Институт Ф. Э. фон Фелленберга в Швейцарии, не оказывают охоты к изучению в сем Институте, преподаваемых в оном предметов»26. Наконец, 31 июля 1818 года было сделано повеление Александром I о возвращении студентов в Россию27. Вернулись студенты только 25 сентября 1819 года, согласно донесению Н. И. Фуса, замещавшего тогда Уварова на должности попечителя28. В службе они числились с 19 сентября 1819 года, будучи сразу представлены к чину 9-го класса, а также к орденам Св. Анны и Св. Владимира 3 и 4 степени соответственно29. Однако Уваров считал, что «второй разряд» может начать действовать и до возвращения командированных за границу будущих наставников, специалистов по ланкастерскому методу. 14 ноября 1817 года он сделал представление в ГПУ о том, чтобы не откладывать открытие «второго разряда». Попечитель писал: «Сия мера не терпит никакого отлагательства. Если предполагаемый разряд ГПИ должен взять своё начало с 1819 г., то прежде 1823 г. или 1824 г. мы не можем видеть плодов сего заведения; а между тем народные училища должны неминуемо опустеть и более и более приходить в упадок»30. Уваров считал, что необходимо открыть «второй разряд» не позднее 1 января 1818 года, поскольку дело «не терпит отсрочки». ГПУ на своем заседании 14 ноября 1817 года приняло аргументы Уварова и призвало найти требуемые суммы денег, чтобы приступить к открытию «второго разряда»31, но на протяжении всего следующего года, вплоть до октября 1818 года, дело пролежало без движения. Открытие «второго разряда» все-таки было отложено или это дело попросту «блуждало» по бесконечным бюрократическим инстанциям еще целый год. Министерство финансов в своих решениях, вероятно, следовало распоряжению Комитета министров, поставившему датой открытия «второго разряда» 1 января 1819 года. Только в сентябре — октябре 1818 года началась переписка между Министерством финансов и Министерством народного просвещения о выделении средств на «второй разряд». Министр финансов Д. А. Гурьев заверил, что может выдать попечителю Уварову «столько сумм, сколько по его распоряжению 32 и представлению окажется нужным»32. Деятельность Учительского института в 1819-1822 годах Формальное открытие «второго разряда» ГПИ состоялось во второй половине 1819 года уже под названием Учительского института. Согласно § 34 «Первоначального образования Санкт-Петербургского университета», основного учредительного документа нового университета, «второй разряд» должен был сохранять свое «отдельное образование» в ведомстве университета33. То есть Учительский институт оставался подразделением Санкт-Петербургского университета и впоследствии, но под другим названием. При этом сама дата открытия Учительского института остается дискуссионной. Историк А. С. Воронов указывал, что Учительский институт открылся «не ранее, как в январе 1820 г.»34. Можно предполагать, что здесь речь идет о формальной церемонии открытия, совпавшей с началом нового учебного года. Историк Третьей Санкт-петербургской Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 92-104. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 92-104. © Пустовойт И. С., 2024 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz