Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.4/2024(3)

Английский путешественник постоянно отмечает повальное пьянство местного населения. О Коле он сообщает, что та «изобилует пьяными лю д ьм и .» (p. 36)10. В становище Семь островов Эдвард Рэй встретил мальчика пятнадцати лет - - Лаврентия Петровича Балакина, тратившего все заработанные деньги на норвежский «ром», который тогда активно распространялся на мурманском побережье [6: 80-85]11. Из интересных сообщений Эдварда Рэя на Мурманском берегу следует отметить описание некого мегалитического сооружения, представляющего собой «значительного размера» камни, лежащие на гладкой гранитной скале в виде «грубого кольца» (p. 74-75)12. Данный объект располагался вблизи саамского поселения на реке Харловке, и путешественник предположил, что это некое саамское культовое сооружение. Э. Рэй также обращает внимание на святилище, расположенное на Святом Носу, которому приносили жертвы как проходящие мимо корабли, так и саамские нойды, приходящие из Териберки (p. 89)13. Кроме того, он сообщает о находках каменных ножей в устье реки Иоканьги (p. 84)14, впрочем, не указывая источника информации. В целом, Э. Рэй описывает Мурманский берег в крайне неприглядном свете. Отсутствие медицины (p. 88)15, повальное пьянство, бедность, торговцы, обдирающее местное население, оторванность от цивилизации повергали путешественника в шоковое состояние. Следующими пунктами на маршруте стали села Поной и Лахта (рис. 5). Здесь Э. Рэй попытался подняться по реке вглубь Кольского полуострова, но пройти дальше первых порогов ему не удалось. Интересно, что, будучи в Поное, Рэй никак не упоминает находящиеся там каменные лабиринты (также как на Вороньей, Харловке и в Кандалакше). Возможно, это связано с тем, что местные жители предпочитали не показывать их посторонним. Так, исследователь С. Н. Дурылин спустя 32 года отметил, что жители Кандалакши весьма неохотно показали ему лабиринт и удивлялись, откуда тот узнал о его существовании16. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 4. С. 5-13. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 4. P. 5-13. Рис. 5. Ужин на Поное [1: 73] Не задерживаясь в Поное, Рэй со спутниками, наняв пять крестьян, отправился в Кузомень. Там англичанин встретился с Василием Ивановичем Роголовым - - ненцем из Мезенского уезда. С его слов он записал четыре ненецкие сказки, одну песню (причем с ненецкой транслитерацией) и данные о религиозных представлениях. Также они составили небольшой словарь ненецких слов. Любопытно, что, побывав в Варзуге и увидев знаменитую Успенскую церковь, англичанин ограничился кратким комментарием: «На правом берегу стояла странная и старая татарско- © Дзенисов Г. А., 2024 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz