Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
жене Н. Ф. Вальдмана Елизавете Альбертовне Кюнцли (1895-1958), о чем сообщается в дарственной надписи на пейзаже (рис. 6). Есть небольшой карандашный рисунок мастера на визитной карточке «Сплав леса в Мурманском порту». Представлены портрет академика А. Н. Бенуа, выполненный сангиной самим Николаем Фридриховичем (рис. 7), и уже упоминавшийся дружеский шарж на знаменитого акварелиста авторства В. М. Голицына. Рукотворная афиша, анонсирующая лекцию профессора П. В. Виттенбурга и выставку работ А. Н. Бенуа по окончании экспедиционных работ по поиску железных руд на Мурманском побережье в 1920 году, украшающая соответствующий раздел экспозици Музея-Архива, также выполнена Альбертом Николаевичем. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 91-102. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 91-102. Рис. 6. А. Н. Бенуа. Осенний вечер на Мурманском побережье. Рис. 7. Н. Ф. Вальдман. ПортретА. Н. Бенуа. 15 октября 1920 года. Мурманск20 14 октября 1920 года. Мурманск21 В 1923 году Н. Ф. Вальдман демобилизуется, оставив пост помощника начальника курса Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе, и полностью отдается изучению искусства ваяния в Петроградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) на курсе скульптора-монументалиста В. В. Лишева, кстати, также бывшего кадрового офицера-артиллериста. На этом новом поприще первый успех пришел к Н. Ф. Вальдману достаточно быстро. 24 апреля 1924 года ленинградским Обществом архитекторов и Обществом архитекторов-художников был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала. Всего на конкурс было представлено более 60 проектов22. Эскиз Николая Фридриховича стал четвертым в рейтинге у жюри. В 1930-м памятник принцу Петру Ольденбургскому перед бывшей Мариинской больницей был демонтирован и отправлен в переплавку. Впоследствии на месте памятника появилась чаша со змеёй — сосуд Гигеи (Гигиеи) как символа медицины, отлитая по модели скульптора Николая Вальдмана (демонтирована в 2000-е годы) (рис. 8, 9). В 1935 году в ленинградском Детском саду Дома культуры (бывшем Михайловском саду) установили выполненную Н. Ф. Вальдманом парковую скульптурную группу «Счастливое детство». Она изображала В. И. Ленина в окружении детей (рис. 10). В 1938 году советское почтовое ведомство выпустило серию из семи марок под названием «Дети страны Советов», и на одной из них художник И. И. Дубасов изобразил эту скульптуру вместе с реальными детьми на прогулке в саду (рис. 11). Но имя скульптора ни в одном каталоге советских марок не упоминали, так как его отправили вместе с семьей в ссылку в Саратов [3: 537]. © Шабалина О. В., 2024 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz