Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 91-102. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 91-102. Рис. 3. Фото. А. Н. Бенуа делает зарисовки Рис. 4. В. М. Голицын. Карикатура в экспедиционной теплушке. 19206 на А. Н. Бенуа. 11 октября 1920 года7 Также Б. И. Кошечкин заявил о желании получить для демонстрации в экспозиции «пейзаж Н. Ф. Вальдмана “Вид на залив и порт Мурманск” и акварель А. Н. Бенуа с видом Мурманска. Они могли бы быть использованы в экспозиции, посвященной развитию города и порта». Так как ко времени написания письма Кирилл Николаевич еще не определился, кому передать указанные работы (Музею-Архиву или Мурманскому краеведческому музею), Борис Иванович заметил, что «интерес областного краеведческого музея здесь также оправдан»8. Следующий ответ от К. Н. Вальдмана был, по его собственному определению, «вещным», и получило его руководство Музея-Архива в начале октября 1977 года. В сопроводительном письме Кирилл Николаевич писал: «Заказной бандеролью посылаю Вам для Музея-Архива дружеский шарж В. Голицына на Альберта Бенуа. Кроме того, вырезал из семейного альбома и прилагаю к письму миниатюрный рисунок самого Альберта Бенуа — “Вид порта Мурманск”. Это тот же 1920-й год. Конечно не акварель, но все же его рука»9. К. Н. Вальдман попросил об услуге — направить ему «фотоснимок А. Бенуа времен Северной экспедиции», чтобы иметь возможность идентифицировать его на других фото этого периода из семейного архива. Б. И. Кошечкин, как истинный собиратель, не мог упустить возможность лично встретиться с таким ценным фондообразователем, как Кирилл Николаевич, поэтому во время своего отпуска в Ленинграде в ноябре 1977 года он предложил сопроводить его к Елене Павловне Виттенбург, у которой «имеется альбом Кольского отряда Северной экспедиции 1920 года», так как ее отец, геолог Павел Владимирович Виттенбург, руководил работой данного отряда10. Доподлинно не известно, состоялась ли трехсторонняя встреча, но, очевидно, личное знакомство Б. И. Кошечкина и К. Н. Вальдмана случилось, и Борис Иванович был убедителен, так как экспозиция Музея-Архива пополнилась из семейного собрания ценнейшими экспонатами, которые будут представлены далее. Не прояви отец-основатель Музея-Архива в тот момент расторопность, они достались бы, скорее всего, Мурманскому областному краеведческому музею. Николай Фридрихович Вальдман, за право сохранить и представить широкому зрителю наследие которого «боролся» Музей-Архив, родился в Санкт-Петербурге 27 сентября 1893 года в семье потомственного почетного гражданина Митавы — губернской столицы Курляндии, директора Охтинской бумагопрядильной мануфактуры Фридриха Иогановича Вальдмана, евангелическо- лютеранского вероисповедания, и Лидии Васильевны (ур. Ильиной), православного вероисповедания. Николай был крещен по православному обряду. В семье, кроме него, уже росла девочка Ольга (в замужестве — Бенуа), а в 1900 году родился брат Александр11. В 1906 году Николай после окончания двух классов в знаменитой «кузнице гениев», гимназии Карла Мая, был переведен родителями в Митавское Реальное училище. 8 октября 1913 года был зачислен юнкером флота по морской части во 2-й Балтийского Флота экипаж12. © Шабалина О. В., 2024 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz