Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
и практикуется в контексте социальной защиты семей, нуждающихся в социальной поддержке, помощи (см., напр., [13]). Такие семьи относят к «группе риска», поскольку возможности их функционирования ограничены, считают находящимися «в социально-опасном положении» или «в сложной жизненной ситуации» [14]. Признаками служат неисполнение обязанностей по жизнеобеспечению детей; наличие семейных установок, которые отрицательно влияют на воспитание несовершеннолетних и вовлекают их в совершение противоправных и антиобщественных действий; жестокое обращение с детьми и нанесение им морального вреда; отсутствие контроля над воспитанием и обучением несовершеннолетних, что может нарушать их права на образование и воспитание или привести к совершению противоправных деяний. «К наставничеству в отношении таких семей чаще всего привлекаются специалисты системы субъектов профилактики; общественные и благотворительные организации; государственные и муниципальные гражданские служащие; представители религиозных конфессий; граждане, имеющие опыт педагогической деятельности и/или опыт воспитания и сопровождения детей» [14: 115]. Помимо этого, к группе риска относятся семьи с низким уровнем доходов, большой иждивенческой нагрузкой, ограниченными ресурсами здоровья членов семьи, нарушением внутрисемейных отношений, низкой педагогической культурой родителей, многодетные и «неполные» семьи, конфликтные, семьи с детьми с нарушениями развития [15: 85]. Добавим, что в эту группу включаются семьи, в которых диагностируется домашнее насилие (физическое, материальное, психологическое и прочее) не только над детьми, но и над стариками, женщинами или в конечном счете над любыми членами группы. Социальная помощь государственных, областных и муниципальных организаций осуществляется по разным направлениям. Так, ГОБУ «Мурманский центр социальной помощи семье и детям» имеет несколько отделений: для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; социальной реабилитации детей-инвалидов; помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и постинтернатной адаптации со службой телефона доверия. Там же проводятся торжественные мероприятия, посвященные, например, Дню матери5. Значительный объем помощи семьям и детям предоставляется благотворительными фондами, спонсорами, и оказывается он по частной инициативе. Достаточно обратиться к списку благотворительных фондов и организаций Мурманской области, чтобы увидеть масштаб такой общественной деятельности6. К ней привлекаются специалисты разного профиля в рамках программ, часто многолетних, направленных на улучшение жизни семей и детей. Городские центры поддержки семьи могут становиться координаторами работы, в которую включаются волонтеры — наставники. Сформировалось понимание наставника как «добровольца», им может быть и социальный служащий или специалист. В различных публикациях повторяется определение: «Наставничество — добровольная деятельность граждан, в том числе должностных лиц, по безвозмездной поддержке семей с детьми, путем оказания им помощи в преодолении трудной жизненной ситуации»7. К участию привлекаются не только специалисты, но и люди, имеющие большой положительный опыт семейной жизни. Каждый регион накапливает свой опыт в формировании «семейно-наставнической» среды. Например, автономная некоммерческая организация «Родные люди» в Ульяновске представляет собой объединение психологов, юристов, врачей и родителей для содействия решению проблемы социального сиротства8. Разумеется, государственная и грантовая поддержка очень важны для системной работы таких организаций по конкретным программам и проектам. Более того, она может объединить усилия энтузиастов разных регионов России. В октябре 2022 года в Мурманской области началась реализация программы новосибирского проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город». Проект направлен на индивидуальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа успешно реализуется в 22 регионах Российской Федерации. Наставники оказывают помощь в развитии потенциала детей, определении жизненных целей. В проекте участвуют молодежь и взрослые на основе неформальных отношений и взаимного интереса. Реализация программы проекта «Наставничество» осуществляется при поддержке Министерства образования и науки Мурманской области и Мурманской региональной общественной организации содействия социальной адаптации и психологической поддержки Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz