Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

факторов. В этой связи понятие «семейное наставничество» имеет как минимум два значения. С одной стороны, это направленные на семью действия внешних инстанций, государственных и общественных, с другой стороны, это процессы, происходящие в самой семье или семейно-родственной группе, целенаправленные и спонтанные. Мы обратимся к обоим аспектам семейного наставничества и будем употреблять этот термин, имея в виду, что для лучшего понимания во втором случае удобнее использовать понятие «наставничество в семье». Эта сфера наставничества представляет основной интерес для антропологии семьи. «Внутрисемейное» наставничество опирается на традиции, в том числе этнические и субкультурные. Его корректно рассматривать в контексте этнопедагогики как традиций общественно­ семейного воспитания в культуре разных народов [7-9]. Наиболее устойчивые этнические и национальные традиции предписывают старшим в роду и семье (особенно их главам — мужчинам) наставническую, «руководящую и направляющую» роль. Применительно к русской православной культуре как прецедент часто фигурирует «Домострой», который до настоящего времени (больше в виде общих представлений о его содержании) служит ориентиром для многих идеологов семейно-государственного устройства, а также для некоторых типов семей. Вместе с тем в качестве социального субъекта и в зависимости от своего типа и состава современная семья сама делает выбор, чему и как наставлять, кто и кого наставляет, заниматься ли этим вообще, от каких социальных институтов получать или нет наставническую поддержку. На основе данных предпосылок рассмотрим семейное наставничество с общественной и семейной точек зрения. «Семейное наставничество» как социальная помощь семье Первый всероссийский форум «Наставник» состоялся в Москве в феврале 2018 года. Он был направлен на развитие профессиональной среды наставничества. Его целью было сформировать государственные программы поддержки наставничества, а также выбрать лучшие практики их внедрения в разных регионах страны. Акцент был сделан на профориентации молодежи, старшеклассников. В выступлениях постоянно звучали мысли о том, что благодаря наставничеству надо решить важные для страны задачи развития производства, а для этого помочь молодежи реализоваться в существующих профессиях и сформировать новый патриотизм, новые ценности, которые будут полезны для технологического рывка2. После этого во всех регионах России начались обсуждения, как сделать наставничество постоянно действующей системой. В частности, в СМИ Мурманской области в августе — сентябре 2019 года активно освещались результаты работы круглого стола с участием сотрудников Центра занятости населения города Мурманска, Главного бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области, психоневрологического диспансера и представителей предпринимательских объединений. На нем ключевыми стали проблемы наставничества при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья3. На проходившем в 2023 году Петербургском международном экономическом форуме проводилась сессия «Главный после родителей — наставник: создаем в России эффективный институт». Участники обратили внимание и на культурно-идеологический аспект наставничества. Генеральный директор Российского общества «Знание» М. Древаль, подчеркнув государственную важность наставничества, в том числе для защиты и суверенитета страны, «отметил, что наставниками для человека могут стать не только другие люди, но и образы, например, в виде персонажей фильмов, комиксов компьютерных игр. И важно договориться о том, какие положительные образы в первую очередь будут доноситься до аудитории». А исполнительный директор Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи «Наставники России» А. Самотоин не просто напомнил, что первыми наставниками в жизни всегда являются родители, но высказал мысль о том, что будущим родителям необходимо прививать осознание этой миссии во избежание «многих конфликтных историй». Он же подчеркнул, что наставничество является основой патриотического воспитания4. Совмещая производственные и воспитательные задачи, наставничество прямо или косвенно влияет на семью. Оно рассматривается как социальная помощь, поддержка или все чаще как «социально-педагогическое сопровождение» [10-12]. Семейное наставничество понимается Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz