Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
контроль общественно-политической жизни, рассмотрение и передача императору секретных прошений дворян и сановников. Такого влияния на политическую жизнь империи канцелярия министра С. С. Уварова в 1830-1840-е годы, безусловно, не имела. К концу 1820-х — началу 1830-х годов наметилась тенденция общей централизации бюрократических механизмов с наделением их некоторыми особыми полномочиями в рамках решения задач, поставленных Николаем I во внутренней и внешней политике (в первую очередь, связанных с Польским восстанием 1830-1831 годов). Исходя из этого, прямое сравнение канцелярий А. Н. Голицына и С. С. Уварова выглядит не совсем корректным по следующим причинам. 1. Голицын обладал достаточно широкими административными полномочиями ввиду давних близких отношений с императором Александром I, следовательно, его канцелярия имела черты, характерные для неформальной бюрократии, в отличие от канцелярии Уварова. 2. Министерство Голицына, в отличие от министерства Уварова, вело дела по трем большим направлениям — по ведомству народного просвещения, по ведомству православного исповедания и по ведомству иностранных исповеданий. Безусловно, этот факт свидетельствует о гораздо больших бюрократических возможностях Голицына и весьма сложном устройстве его канцелярии, являвшейся не «техническим бюро», а полноценным политическим инструментом. К началу 1830-х годов многочисленные бюрократические механизмы ведомства Министерства народного просвещения перестали соответствовать тому политическому вектору, который сложился в государственных учреждениях империи после Польского восстания. Уже 10 сентября 1831 года министр народного просвещения К. А. Ливен предложил Государственному совету реформировать свою канцелярию. К 1831 году штаты Канцелярии Министерства народного просвещения выглядели следующим образом: правитель канцелярии (1); секретари для иностранной, внутренней и заграничной переписки (2); секретарь, занимающийся ведением журналов и текущими делами (1); помощник его (1); Разумеется, для ведомства, на которое в числе прочих была возложена задача «водворить нормальное положение» в Западных губерниях, штат канцелярии руководителя, состоявший из 5 человек, нельзя было назвать обширным и приспособленным к таким масштабным задачам. Главное, что предлагал К. А. Ливен, — отделить от канцелярии дела «по части Духовного ведомства иностранных исповеданий»9, что и было утверждено Николаем I. Принятие же новых штатов затянулось на четыре года, вплоть до кадровых преобразований С. С. Уварова. Понимая различия между фактически «всесильной» канцелярией А. Н. Голицына и министерской канцелярией С. С. Уварова, остановимся на рассмотрении особенностей функционирования последней. При вступлении С. С. Уварова в должность управляющего Министерством народного просвещения, канцелярия существенно видоизменилась и превратилась в основной инструмент вовлечения министра во все государственные дела. 31 мая 1835 года Государственным советом был принято постановление «О новых штатах и учреждениях Канцелярии министра и Департамента народного просвещения»10. В тексте постановления отмечалось, что «один взгляд на существующие штатные положения для Департаментов и Канцелярий министров достаточно уже указывает на неудобства подобного распорядка, влекущего за собою вредные для службы и обременительные для казны последствия: отсутствие необходимого единства, несоразмерность числа людей с количеством и родом дел и неуравнительность в содержании чиновников»11. Постановление содержало раздел, в котором были прописаны обязанности и штат канцелярии министра. На службе в ней состоял директор, три секретаря и два секретарских помощника12. Основные обязанности канцелярии как бюрократического органа были неизменны в любом ведомстве — «принятие поступающих на имя министра бумаг», их производство в работу, а также ведение дел по назначению министра «под непосредственным его наблюдением»13. Также в обязанности реформированной канцелярии входили: получение и рассылка сенатских указов по ведомству; рассмотрение бумаг «от разных подведомственных мест» с представлением сведений министру; сообщение сведений для адрес-календаря и для списка о кавалерах (стандартная для всех ведомств процедура); извещение пребывающих в столице кавалеров о собраниях орденских дум; внутренняя и заграничная переписка министра на французском и немецком языках; перевод бумаг, поступающих в министерство, на французском и немецком языках (для перевода бумаг с других, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 72-90. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 72-90. © Ашихмин А. В., 2024 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz