Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

Система просвещения, формировавшаяся в 1830-1840-е годы под влиянием политики С. С. Уварова, часто рассматривается с точки зрения идеологии, что, на наш взгляд, является следствием недостаточной изученности архивных материалов ведомства народного просвещения. Их последовательный анализ позволяет производить исторические наблюдения с иной точки зрения, в рамках которой «уваровская триада» (т. е. тот идеологический компонент, который, в силу объективных общеевропейских обстоятельств, сопровождал реформы просвещения 1833-1849 годов) является второстепенным продуктом многогранной деятельности министра. На первом плане оказываются три основных вектора деятельности министерства — университеты, широкая сеть государственных школ и просвещение на окраинах империи. Автор убежден, что последний вопрос являлся одним из главных для С. С. Уварова на протяжении всей его министерской карьеры, поскольку именно решение национальных проблем (в первую очередь, польской) было для Николая I показателем эффективности деятельности министерства и в конечном счете определяло отношение к самому Уварову. Это убедительно подтверждается тем, что весьма доброжелательное отношение к министру сменилось на скепсис в 1839 году из-за неудачной реализации проекта Киевского университета, который был временно закрыт по причине обнаружения в нем очага польского национально-освободительного движения. Это позволяет рассмотреть политику просвещения С. С. Уварова в ином, прагматическом ракурсе. Полагаем, что в решении прагматических задач не в последнюю очередь важен прикладной инструментарий, которым пользуется тот или иной реформатор. В случае с министрами и иными крупными сановниками первым и главным инструментом является канцелярия. Поскольку систематического изучения в историографии вопросы функционирования канцелярии С. С. Уварова не получили, автор опирается на многочисленные архивные источники, а также на работы, в которых исследуются смежные проблемы. Бюрократические механизмы и делопроизводство административных учреждений Российской империи неоднократно становились предметом академических исследований. Во второй половине XX века вышли в свет работы К. Г. Митяева [1], Б. Г. Литвака [2], Л. М. Вяловой [3], в рамках которых делопроизводственная документация становилась предметом исследовательской рефлексии. Именно в 1950-1980-е годы в историографии наметились первые попытки использовать делопроизводство не только как фактологические иллюстрации, но и как самостоятельный и весьма важный объект наблюдений при изучении механизмов функционирования государственного аппарата XIX — начала XX века. Источниковедческий аспект изучения делопроизводственной документации применительно к ведомству Министерства народного просвещения был рассмотрен Л. А. Булгаковой в статье, посвященной отчетам попечителей учебных округов [4]. В 2017 году в статье Т. Н. Жуковской была актуализирована проблема формирования университетских архивов на примере Педагогического института в Санкт-Петербурге [5]. На сегодняшний день наиболее обстоятельной работой о делопроизводстве исследуемого ведомства является кандидатская диссертация К. А. Ильиной, защищенная в 2011 году в Казанском университете [6]. В ней на широком историческом материале были рассмотрены особенности университетского бюрократического языка и архивной политики, влияние делопроизводства на университетскую и ведомственную культуру. Очень важные наблюдения о функционировании министерской канцелярии А. С. Меншикова сделаны в кандидатской диссертации К. В. Доник [7]. Период александровского и николаевского правлений характеризуется модернизацией административной структуры империи, расширением полномочий министров и, как следствие, появлением бюрократических структур, занимавшихся ведением секретной и личной переписки руководителей ведомств, а также исполнявших важные или срочные поручения. Процесс оформления канцелярий такого рода относится к началу XIX века. В 1811 году были образованы канцелярии министров внутренних дел и финансов (в 1831 году была учреждена Канцелярия министра финансов по секретной части, т. е. для дел, составлявших «особенную тайну»). К 1812 году относится законодательное оформление Собственной е. и. в. канцелярии, существовавшей в качестве личной канцелярии императора со времен Павла I (именно эта структура была реорганизована в 1826 году и разделена на шесть отделений). В 1826 году была образована Канцелярия Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 72-90. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 72-90. © Ашихмин А. В., 2024 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz