Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Keywords: social anthropology, family, mentoring, social support, notions, practices Acknow ledgments: the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences” No. FMEZ-2024-0002. For citation: Razumova I. A. Family mentoring. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities, 2024, Vol. 3, No. 2, pp. 5-19. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.001. Введение Объявление 2023 года в России Годом педагога и наставника вызвало волну общественного интереса к проблемам педагогической и наставнической деятельности, ее значению, наполнению, формам, а также к самому ключевому понятию. Соответственно, 2024 год должен быть ознаменован пристальным вниманием к актуальным вопросам изучения семьи: ее роли в общественной жизни, острых современных проблем, истории, культуры и т. д. Логично обратиться к вопросам о том, как современная семья обеспечивает культурную преемственность, кто ее в этом поддерживает, какую роль здесь играет то, что принято называть «семейным наставничеством». Обзор обширной научной и педагогической литературы, посвященной наставничеству как социальному феномену, его видам, разнообразным наставническим практикам, а также полевое исследование, проведенное в октябре — ноябре 2023 года преимущественно в городах Апатиты и Кировск Мурманской области путем бесед и интервьюирования людей разного возраста и профессий (ПМА1; ПМА2)1, убедили, что ответы на эти вопросы простыми быть не могут. Основная проблема заключается в том, что, с одной стороны, современная семья имеет возможность передать большинство своих функций общественным институтам — образования, воспитания, здравоохранения, социальной помощи и охраны материнства и детства, культуры и прочим. Кроме того, тотальное воздействие новейших средств массовой информации и коммуникации по существу насильственно лишает семью возможности выполнять ее базовые социально-культурные задачи. С другой стороны, в современной российской ситуации, когда многие институты сталкиваются с серьезными проблемами, семье все чаще приходится полагаться на саму себя. Это означает возрастание роли семьи в общественной жизни в целом и в социализации молодежи в частности. Одну из сложных проблем составляет неоднозначность содержания и множественность толкований как общих понятий «наставник», «наставничество», так и частных, в том числе «семейное наставничество». Это сказывается на понимании обозначаемых феноменов и на отношении к ним, следовательно, и на самой социально значимой деятельности. Возможны как минимум два ракурса изучения и понимания «наставничества». Во-первых, оно является социально-культурным институтом, во-вторых — во многом спонтанной практикой общественного и частного бытия. Как социально-культурный институт наставничество представляет собой педагогическое сопровождение профессиональной деятельности и распространяется на разные сферы общественно-экономической жизни (см., напр.: [1-3]). Оно включается в круг государственных интересов и подлежит официальной регламентации, в том числе корпоративной. Существуют нормы, цели и задачи, требования, права и обязанности участников, разработанные методики, статусы наставника и наставляемого (см., напр.: [3-6]). Успешность или неуспешность этой работы связывается с соблюдением или нарушением ее правил и принципов, с отбором кадров (по должности и волонтерских), с возможностями их обучения. Наставничество и семья в качестве институтов вполне автономны, хотя и выполняют несколько общих функций: воспитательную, социально-адаптирующую, обучающую и обеспечивающую воспроизводство культуры. Однако семья, призванная удовлетворять слишком много общественных и индивидуальных потребностей, объективно не может справиться со всеми возлагаемыми на нее задачами. Она функционирует сообразно своим возможностям и необходимости — прежде всего как малая группа, наследственная группа или семейно-родственное сообщество. Наставничество в семье, его наличие, особенности и последствия для человека и общества определяются внутрисемейной культурой и собственной культурной политикой — при всей зависимости от внешних социальных Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz