Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

К четвертой группе относятся школы: Варзугская, Тетринская, Кашкаранская и школа грамоты Чапомская. Во всех этих школах обучение начинается с половины ноября и продолжается до половины мая; население во всех этих приходах коренное русское. При такой наличности условий результаты обучения оказались следующие: В Варзугской школе обучает учительница < ...> ; письменные работы по рус[скому] яз[ыку] (диктовка) не вполне удовлетворительные: страдает и каллиграфия и орфография. По славянскому языку по докладу О[тца] Наблюдателя средние ученики не имеют понятия о сложных титлах, а старшие плохо понимают значения слов, а потому отделение рекомендует учительнице — обратить особенное внимание на указанные предметы. В Тетринской школе: обучает причт, по Зак[ону] Божьему занимается священник. Как по докладу О[тца] Наблюдателя, так и из письменных работ учеников, отделение усматривает, что причтом приложены старания в ведению школьного дела, и потому Тетринская школа по успехам обучения может считаться сравнительно удовлетворительною. В Кашкаранской школе обучает учительница, Зак[он] Божий преподает священник. Ученики младшего отделения знают только «Во Имя О т ц а . » . «Царю Н ебесный» ,. и «Святый Б о ж е » . в понятиях о Боге путаются. Из церк[овно]славянского языка Старшие знают мало слов и оборотов, а также и титл. Из доставленных О[тцом] Наблюдателем письменных работ — диктовки, видно, что каллиграфия и орфография крайне слаба. А потому отделение определяет: просить О[тца] Заведующаго принять меры к лучше постановке дела обучения в Кашкаранской школе и особенно озаботиться сообщением ученикам сведений из Зак[она] Божьего. Вместе с тем ходатайствовать от отделения о назначении в Кашкаранскую школу новой учительницы, так как теперешняя учительница — жена местного священника, отвлекаясь своими семейными обязанностями, не может без ущерба школьному делу весть обучение. В Чапомской школе грамоты обучает священник. Из письменных работ и доклада О[тца] Наблюдателя отделение усматривает, что обучение ведется, кроме Зак[она] Божия, малоуспешно и благодаря тому, что обучает священник, который постоянно отвлекается от школы разъездами по приходу едва ли возможно надеяться на большие успехи. Сравнивая успехи четырех вышерассмотренных школ, отделение пришло к выводу, что при равных, а в некоторых отношениях даже и лучших против друг[их] школ, условиях находятся Варзугская и Кашкаранская школы, в которых имеются и особые учительницы и даже — ученики коренные русские и большая, сравнительно, продолжительность учебного времени, — обучение же в этих школах поставлено ниже других, а потому отделение в праве требовать и ожидать от этих школ лучших успехов. Наконец, к последней пятой группе отделение относит школы: Понойскую, Печенгскую- Баркинскую, и Умбскую. Во всех этих школах обучают особые учителя, обучение начинается с октября месяца и продолжается до июня месяца; население этих приходов русское. Результаты обучения таковы: В Понойской школе по имеющимся в отделении < . > письменным работам учеников (диктовка) отделение наглядно убеждается, в том что дело обучения рус[скому] яз[ыку] (письменности) стоят весьма неудовлетворительно и, принимая во внимание кратковременность пребывания нынешней учительницы в этой школе (1 -й год) отделение, отнюдь не виня ее в малоуспешности по этому предметы, тем не менее выражает желание, чтобы на будущее время были приняты меры к приложению старания и возможно лучшей постановки обучения. По Умбской школе: при сравнительной удовлетворительности по остальным предметам — крайне малоуспешно преподавание Зак[она] Божия. Так, младшие ученики оч[ень] мало знают первоначальные молитвы, о Троичном Боге также имеют смутное понятие. Старшие не могли ответить даже на простой вопрос: «о частях молитвы Господней». Принимая во внимание, что Закон Божий — главнейший и необходимейший предмет в церковно-приходской школе и что неуспешность из этого предмета равносильна полному невыполнению программы церк[овно] прих[одской] школы и имея в виду, что судя по успехам учеников по остальным предметам — в нынешний год возможен был бы выпуск Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz