Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
из главных предметов — церк[овно]-славянскому языку — учитель совсем не занимался, считая несвоевременным обучать славянскому языку, недостаточно усвоив чтение по-русски. По счислению тоже очень слабо. В Ловозерской школе — Зак[он] Божий пройден удовлетворительно, по прочим предметам, принимая в соображение крайне неудовлетворительное помещение школы (комната) и кратковременность обучения — сравнительно удовлетворительно. По счислению — слабо. В Нотозерской школе — по всем предметам очень плохо. Писать ни один ученик не может. Читать тоже затрудняются. Закону Божьему обучает учитель и затрудняется этим предметом. Священник, проживая за 5 верст от школы, не посещает уроков Зак[она] Божьего. В минувшие годы состоял учителем священник. Постановили: Рекомендовать О[тцам] заведующим школами и учителю Сонгельской школы: Завед[ующему] Пазрецкой школой озаботиться улучшить преподавание по счислению; Сонгельской — усилить занятия по всем предметам и постараться поставить дело так, чтобы при следующем посещении о[тцом] наблюдателем школы — он не нашел такого вопиющего пренебрежения. со стороны учителя своими обязанностями. Обязательно заниматься церк[овно] славянским яз[ыком]; завед[ующему] Нотозерской шк[олой] — просить его: по крайней мере три раза в неделю давать уроки Зак[она] Божия и вообще навещать школу. Ко второй группе отделение относит Кильдинскую церк[овную] приходскую школу, обучение в которой начинается с половины декабря и продолжается до Пасхи. В школе этой обучает учительница; ученики — лопарские дети, все почти владеющие русской речью, обучаются 3-й, а некоторые — 4-й год. По рассмотрении работ (диктовки) и заключения о[тца] наблюдателя об успехах по друг[им] предметам — отделение признало успехи по этой школе средними. В виду сделанных о[тцом] наблюдателем некоторых указаний учительнице, относительно постановки учебного дела, отделение, пока, впредь до вторичной ревизии, воздерживается высказать свое мнение об этой школе. К третьей группе отделение относит школы грамоты: Тириберскую12и Гавриловскую. Обучение, в той и другой школе, начинается с половины ноября и до Благовещения; население русское. По рассмотрении ученических работ Тириберской школы (Гавриловской — не имеется) и по выслушивании заключения О[тца] Наблюдателя, отделение пришло к выводам: В Тириберской школе слабо ведется дело по счислению и не успешно по письму, как со стороны каллиграфии, так и орфографии, а потому отделение определяет: озаботится об усилении занятий в этом направлении. В Гавриловской школе обучение ведет псаломщик; по Зак[ону] Божьему — священник. Из Закона Божия ученики знают только некоторые молитвы и Символ Веры, Священной же истории и начального Катехизиса — не проходили. Младшие начинают разбирать оклады. Псаломщик учит их по буквенному способу «азов». Что касается письма, то, оказалось, что ученики вовсе не пишут, “за неимением письменных принадлежностей”; не занимаются также и счислением, совершенно неизвестно по каким причинам. В виду такой малоуспешности обучения в Гавриловской школе, отделение определяет: просить О[тца] Заведующего принять все зависящие от него меры к возможно лучшей постановке обучения в школе, присовокупив, что Гавриловская школа, в отношении успешности обучения, одна из плохих школ уезда. Относительно неимения письменных принадлежностей в школе, из-за которых будто бы ученики не обучались письму — рекомендовать О[тцу] Заведующему пока позаимствовать в церкви необходимые принадлежности, а затем — отделение снабдить этими принадлежностями школу и давно снабдило бы, если бы было заявлено о том со стороны О[тца] Завед[ующего]. Вместе с тем вменить в обязанность заниматься и счислением, как предметом, входящим в круг программы школы грамоты. Независимо от сего ныне же возбудить ходатайство от отделения пред Епарх[иальным] Училищным Советом об ассигновании хотя небольших средств на обстановку и учебные принадлежности для школы: Тириберской и Гавриловской и кроме того — для первой средств на окончательное приспособление помещения для школы в причтовом доме. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz