Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
бы пока поместиться там и таким образом устраняется всякая уважительная причина проживания Кильдинского священника вне своего прихода. По явке о[тца] Мартынова в свой приход рекомендовать ему ныне же приступить к обучению взрослого наличного населения Кильдинского погоста и устроить религиозно-нравственные собеседования, чтения, не теряя времени, так как по местным условиям каждая пропущенная неделя является невозвратимым ущербом в деле обучения и религиозно-нравственного просвещения кочевников-лопарей. Для детей же ныне, впредь до явки в погост всех лопарей, открыть временную школу грамоты, приняв на себя учительство в ней; по сборе же прихожан-лопарей в Кильдинский погост и открытии учения в существующей там церковно-приходской школе, — принять свящ[еннику] Мартынову ее в свое заведывание и исполнять обязанности законоучителя, в силу Высочайше утвержденного положения о церковно-прих[одских] школах и школах грамоты и на основании Устава Духовн[ой] Констистории, объявленного ему о[тцом] благочинным. < ...> Журнал этот отослать в Архангельский Епархиальный Совет в копии. Председатель отделения священник Алексей Шилов6 Члены: А. Мухин7 священник Лавр Сперанский8, Диакон Николай Азлов9, Волостной старшина Абаляев10, отд[еление] Министерства] нар[одного] Пр[освещения] Темнорусов11 ГАМО. Ф. И-133. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5. Подлинник. Рукопись. № 2 Копия Журнал Кольского училищного отделения 13 февраля 1897 года Члены Кольского училищного отделения, собравшись сего числа, слушали: < ...> в) Доклад О[тца] Наблюдателя по Кольскому уезду по обозрению им школ округа училищного отделения, с приложением письменных работ по русскому языку (диктовка) и списывания (с книги) учеников церковных школ. Из доклада о[тца] наблюдателя отделение усматривает, что посещенные о[тцом] наблюдателем школы по местным и иным условиям, могут быть распределены на пять групп. Распределив по этим группам школы, отделение, обсудив каждую школу в отдельности, приступило к выводу частных замечаний по группам. Как видно из этого деления, основным критерием в процессе обучения был национальный состав учащихся и продолжительность учебного времени, которое напрямую зависело от хозяйственного уклада жителей Кольского уезда. К первой группе отделение относит Лопарские школы: Пазрецкую, Сонгельскую, Нотозерскую и Ловозерскую. Во всех этих школах учение начинается до Пасхи, и дело приходится иметь с инородцами-лопарями, а в Ловозерской школе — зыряными. Принимая во внимание местные условия, и имея в виду, что в лопарских школах учащим приходится иметь дело с детьми часто не имеющим понятия о русской речи, отделение пришло к следующим выводам: Лучшею школою, из лопарских, является Пазрецкая школа. По отчету наблюдателя в ней хорощо усвоены знания по Зак[ону] Божьему, удовлетворительные — по Рус[скому] яз[ыку], и посредственно — по счислению. В Сонгельской школе — по всем предметам обучение ведется плохо, принимая даже во внимание исключительно положение лопарской школы. Кроме того, по одному Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz