Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Слушали: 1) Доложенную Делопроизводителем инструкцию для наблюдателей церковно-приходских школ и школ грамоты, и некоторые узаконения, касающиеся деятельности отделений Училищного Епархиального Совета, а также выслушали и обсуждали отчеты о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты за 1895/6 г.г. и в частности — Кильдинской цер[ковно] прих[одской] школы. Постановили: 1) По прочтении инструкции для наблюдателя и правил о церк[овно] прих[одских] школах и школах грамоты, а также по обсуждении отчета Кольского Училищного Округа в 1895/6 г.г. и в частности отчета учительницы Кильдинской школы, отделение пришло к заключению: а) что отчет за минувший учебный год не отличается полнотой в сообщении сведений относительно учебно воспитательной стороны дела б) что в Кильдинской цер[ковно] прих[одской] школе обязанности по преподаванию Закона Божия исполняет учительница и она же заведует школой, без всякого руководства со стороны местного приходского священника, навестившего школу в отчетном году только в качестве посетителя. Имея ввиду, что отчетности по наблюдению за школами должны, согласно утвержденной программе, не ограничиваться только одними голословными утверждениями, на основании данных, доставляемых заведующими школами, а должны быть проверены личными непосредственными наблюдениями и впечатлениями наблюдателя, желательно было бы отделению иметь на будущее время более обстоятельные, подтвержденные документально, отчеты относительно успешности учебно-воспитательной стороны школы, а потому Отделение просит О[тца] Наблюдателя при отчетах своих по обозрении школ округа — более подробно и обстоятельно выяснять о ходе обучения по каждой школе, прилагая к своим отчетам и письменные работы учеников. Что касается дисциплинарно воспитательной стороны, то О[тец] Наблюдатель имеет рекомендовать учащим, чтобы они при наложении взысканий на учеников прибегали бы исключительно к мерам чисто нравственного воздействия, отнюдь не прибегая к грубым, насильственным мерам, как например, заставлять учеников стоять на ногах некоторое время или, тем более, на коленях (как доселе практиковалось в некоторых школах). Затем желательно было бы чтобы О[тец] Наблюдатель, после классного посещения школы вел беседы с учащими и из этих бесед постарался бы убедиться о развитии учителя, отношении его к делу и нравственных качествах. Кроме того разослать цикруляры по Кольскому училищному округу во все школы о том, чтобы учащие в них, при проездах в каникулярное время через Колу, являлись бы в местное училищное отделение, к Председателю или делопроизводителю оного, и весьма желательно, чтобы при этих посещениях сходились по несколько учащих одновременно. Из вышерассмотренных отчетов видно также, что в лопарских школах крайне поздно начинается учение (в декабре-январе) и рано заканчивается (март-апрель), обязать учащих непременно быть на своих местах в первых числах ноября и приступить к обучению, как только явится в погост несколько семейств из лопарей-кочевников. Что касается Кильдинской церковно-приходской школы, то отделению крайне прискорбно видеть, что преподавание Закона Божьего лежит на учительнице и она является предоставленною в деле обучения исключительно самой себе, без всякого руководства со стороны местного приходского священника, навестившего школу, (как видно из отчета), только в качестве посетителя, а постоянно проживающего в г[ороде] Коле, а не в своем приходе, тогда как согласно Указу Духовной Консистории на имя отца Благочиннаго, как известно отделению, он должен непременно с нынешней же осени проживать в своем приходе и преподавать в местной школе Закон Божий, — а потому отделение определяет: просить О[тца] Благочиннаго а) выслать в отделение копию с упомянутого указа Консистории и б) побудить отца Василия Мартынова, священника Кильдинского прихода, ныне же отправится в свой приход, тем более что и дом для священника еще минувшей осенью приобретен на общественные средства, и по заявлению члена отделения, Кольско-Лопарского волостного старшины, вполне пригоден для жительства и весь недостаток в помещении заключается в том только, что священнику желательно из камелька5, находящегося в комнате, устроить голландскую печь и ремонтировать сени, другая же комната-кухня вполне пригодна для посещения, в крайнем случае помещение церковно-приходской школы в настоящее время совершенно свободно и священник мог Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz