Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

назначенные Архангельским епархиальным училищным советом. Как отмечают исследователи, единой инструкции для уездных наблюдателей, так же как и для епархиальных, разработано не было. Как правило, они в своей деятельности руководствовались инструкциями, разрабатывавшимися в епархиях [5], а также, как видно из публикуемого документа, инструкциями уездного училищного отделения. Также в представленном документе затрагивается вопрос о преподавании в Кильдинской церковно-приходской школе, которая была открыта в Кильдинском погосте в 1889 году. Основные трудности с организацией обучения были связаны с тем, что в школе обучались только дети коренного населения Кольского полуострова (саамы) или, как их называли в документах XIX века, лопари. Школы, расположенные в саамских погостах, именовались в документах «инородческими». В протоколе заседания Кольского уездного училищного отделения дается характеристика материальной составляющей жизни Кильдинского прихода, а также поднимается вопрос совмещения священником обязанностей по Кольскому приходу и преподаванию в церковной школе в погосте4. Второй документ подробно описывает особенности учебного цикла в церковно-приходских школах Кольского Севера. В журнале Кольского уездного училищного отделения от 13 февраля 1897 года представлена уникальная классификация всех действующих в 1897 году школ Кольского уезда Архангельской губернии, которые «по местным и иным условиям» распределены на пять групп. При распределении школ по группам члены отделения руководствовались двумя важными критериями: национальным составом учащихся и продолжительностью годового учебного цикла. В документе, составленном для Архангельского училищного совета, особое внимание уделено особенностям работы школ и недочетам, выявленным отцом-наблюдателем при последней ревизии. Например, отмечается, что в «инородческих» приходах (Пазрецком, Сонгельском, Нотозерском и Ловозерском) коренное население практически не владело русским языком, и это в большой степени влияло на успешность обучения. В Терибергской и Гавриловской школах, располагавшихся в колониях Мурманского берега, слабые успехи обучения объяснялись материальной необеспеченностью школ. Как видно из документа, в школах Терского берега Белого моря, где располагались поморские поселения Варзуга, Тетрино, Кашкаранцы, Чапома, требования к уровню знаний учеников были выше, чем в «лопарских» школах и школах для детей колонистов. Из описания школьного учебного цикла следует, что и в поморских селах, и в саамских погостах он зависел от промыслово-хозяйственного календаря населения Кольского Севера. На практике учеба в «инородческих» школах начиналась в ноябре-декабре, когда кочевое население возвращалось в погост, где проживало до марта-апреля, в поморских чуть раньше — с конца октября — середины ноября и продолжалось до мая. Отмечалось, что обучение было более результативным в тех школах, где имелись «особые», то есть специально обученные, учительницы. В связи с этим отделение просило Архангельский епархиальный совет рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований для повышения жалования учителям Кольского уезда, что помогло бы привлечь сюда «способных» и «дельных». Содержание представленных архивных источников показывает специфику развития системы начального образования и положение учительства в Европейской Арктике в конце XIX века. Документы публикуются по современным правилам правописания с сохранением их стилистических особенностей. Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Подчеркивания сохранены. № 1 Журнал Кольского уездного училищного отделения 10-го ноября 1896 года Члены Кольского уездного училищного отделения, собравшись сего числа в квартире члена- делопроизводителя, по приглашению О[тца] Председателя отделения, в числе всего шести человек, из числа 8-ми членов Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz