Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
В последние годы большое значение приобретают вопросы социального развития Российской Арктики, в том числе особое внимание уделяется и проблемам системы образования1. Еще в период активной колонизации европейской части Арктики во второй половине XIX века особой задачей признавалось развитие здесь начального образования для социально-культурной адаптации коренного и пришлого населения. В современной историографии развитие начального образования на окраинных территориях рассматривается исследователями как политика мягкой силы, которая обеспечивала аккультурацию и лояльность инокультурных подданных в большей степени, нежели стандартные экономические и военно-административные мероприятия [1; 2]. В настоящее время, несмотря на большое количество работ по истории школьного образования дореволюционного периода в регионах с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения [3], самые северные территории Европейской Арктики остались не охвачены вниманием исследователей. Цель настоящей публикации — на основании документов Государственного архива Мурманской области показать специфику работы начальных школ на территории Европейской Арктики в конце XIX века. Отсутствие транспортной инфраструктуры, большие расстояния между населенными пунктами, малая плотность населения обусловили почти полное отсутствие земских школ и министерских училищ в этом регионе вплоть до конца XIX века. Основным типом школ в Кольском уезде Архангельской губернии в дореволюционный период стала одноклассная церковно-приходская школа. Уже к 1897 году на территории Кольского уезда Архангельской епархии действовало 10 церковно-приходских школ и 5 школ грамоты [см. подробнее 4]. Просветительскую деятельностью среди населения приграничных с Норвегией территорий осуществлял восстановленный в 1886 году Трифоно-Печенгский монастырь. Основной корпус архивных источников по истории развития начального церковного образования на Кольском Севере представлен в нескольких крупных архивохранилищах: Государственном архиве Архангельской области (ГААО), Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Государственном архиве Мурманской области (ГАМО). Большой пласт школьной делопроизводственной документации за первое десятилетие становления системы церковного образования (1888-1898 гг.) отложился в фонде Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета (ГАМО. Ф. И-133). Создание промежуточной инстанции между епархиальным органом управления и отдельными школами было необходимо вследствие значительного числа уездов, входящих в Архангельскую епархию, и большой территориальной разбросанности школ. В фонде Кольского уездного отделения сохранились документы, освещающие работу первых церковно-приходских школ на окраинных территориях Европейской Арктики, положение учительства, специфику организации учебного процесса среди коренного населения Кольского Севера. В публикуемой подборке впервые вводятся в научный оборот несколько рукописных документов из указанного архивного фонда. Первый документ— протокол заседания Кольского уездного училищного отделения от 10-го ноября 1896 года. В документе отражен результат дискуссии о порядке инспектирования церковно приходских школ Кольского уезда. В публикуемом документе содержатся рекомендации членов Кольского уездного училищного отделения относительно обязанностей наблюдателя, который, по мнению членов Кольского уездного отделения, в ходе ревизии должен был не только оценить уровень знаний учащихся, но и «убедиться о развитии учителя, отношении его к делу и нравственных качествах»2. Институт наблюдателей, согласно § 21 «Правил о церковно-приходских школах», был введен для «ближайшего руководства и наблюдения» за начальными церковными школами в епархиях3. Инспектора народных училищ избирались из лиц духовного или светского ведомства для непосредственного контроля за работой учителей и ходом обучения в церковно-приходских школах. Инспектирование церковно-приходских школ, особенно в отдаленных северных погостах, как правило, осуществляли местные благочинные или в редких случаях служители церковного ведомства, Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz