Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

Научная статья УДК 94(47) + 371.3(470.21) doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007 «КАЖДАЯ ПРОПУЩЕННАЯ НЕДЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗВРАТИМЫМ УЩЕРБОМ В ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ...»: ДОКУМЕНТЫ О РАБОТЕ ШКОЛ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА Ксения Сергеевна Казакова Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, k.kazakova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0002-5071-4947 Аннотация В публикацию включены документы Кольского уездного отделения Епархиального Училищного Совета, хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области (ГАМО. Ф. И-133). Содержание представленных архивных источников показывает специфику развития системы начального образования и положение учительства в Европейской Арктике в конце XIX века. Ключевые слова: приходы, священство, церковно-приходская школа, учительство, К. П. Щеколдин, саамы, Кольский Север, просвещение Благодарности: статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002. Автор выражает искреннюю благодарность сотрудникам Государственного архива Мурманской области за помощь в работе, особенно О. В. Кононенко и Д. А. Ермолаеву. Для цитирования: Казакова К. С. «Каждая пропущенная неделя является невозвратимым ущербом в деле обучения и религиозно-нравственного просвещения...»: документы о работе школ на территории Европейской Арктики в конце XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 2. С. 62-71. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007. Original article “EACH MISSEDWEEK ISAN IRREPARABLE DAMAGE INTHE MATTEROF EDUCATION AND RELIGIOUS AND MORAL ENLIGHTENMENT.”: DOCUMENTS ON THE WORK OF SCHOOLS IN THE EUROPEAN ARCTIC AT THE END OF THE 19TH CENTURY Ksenia S. Kazakova Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, k.kazakova@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0002-5071-4947 Abstract In the publication included documents of the Kola district branch of the Diocesan School Council, stored in the State Archive of the Murmansk Region (GAMO. F. I-133). The content of the presented archival sources shows the specifics of the development of the primary education system and the position of teaching in the European Arctic at the end of the 19th century. Keywords: parishes, priesthood, parochial school, teaching, K. P. Shchekoldin, Saami, Kola North, enlightenment Acknowledgments: the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences” No. FMEZ-2024-0002. The author expresses sincere gratitude to the staff of the State Archive of the Murmansk Region for their assistance in the work, especially O. V. Kononenko and D. A. Ermolaev. For citation: Kazakova K. S. “Each missed week is an irreparable damage in the matter of education and religious and moral e du ca tion .”: Documents on the work of schools in the European Arctic at the end of the 19th century. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities, 2024, Vol. 3, No. 2, pp. 62-71. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.007. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 62-71. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 62-71. © Казакова К. С., 2024 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz