Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

5 Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. Харьков: Типография А. Дарре, 1896. С. 242. 6ПСЗ I. Т. 30, № 22906. 7 В соборном приходе в 1810 году насчитывался 71 двор (283 мужчины и 405 женщин) без учета жителей саамских погостов, входивших в его состав. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 9/224. Л. 130. 8Там же. Согласно синодальным указам от 4 июня 1768 года и 8 октября 1778 года один штатный диакон полагался для многолюдных приходов (250-300 дворов), где служили не менее двух священников. См.: ПСЗ I. Т. 20, № 14807. 9Для сравнения: в соседнем Кемском благочинии руга для причта при Успенском соборе в городе Кеми составляла 400 рублей, а в Панозерском приходе — 176 рублей. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 9/224. Л. 130. 10Там же. 11Прежний священник Андрей Федоровский умер в 1791 году. 12Афанасий Клериков отказался от предложения Василия Ивановского («сам исправляет должность и еще в силах»). См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 21. Д. 3/52. Л. 64. 13 Предположение С. А. Никонова и Д. А. Ермолаева о смерти протоиерея Василия Ивановского во время эпидемии неизвестной болезни в 1812 году неверно [10: 47]. 14НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 24. 15Там же. Л. 24-24 об. 16Там же. 17Там же. Л. 27. 18 Священник Иосиф Нечаев «из великороссиян» обучался в семинарии в 1782-1793 годах (полный курс обучения в ней составлял не менее 10 лет). Он относился к числу наиболее образованных священников края. Отец Иосиф был назначен благочинным Кемского округа в 1799 году, получил сан протоиерея в 1803 году. См.: НА РК. Ф. 692. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 510 об. 19НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 32-32 об. 20Иосиф Нечаев произнес эту проповедь в день Рождества Христова. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 36. 21Заринский М. Иерархи Архангельской и Хомогорской епархии // Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск, 1852. Отделение 3. С. 182-185. 22НА РК. Ф. 165. Оп. 2. Д. 4/24. Л. 6-6 об. 23 Там же. 24 Там же. Оп. 1. Д. 4/77. Л. 1-1 об. Список источников 1. Заведеев П. История русского проповедничества от XVII века до настоящего времени. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1879. 263 с. 2. Зубов В. П. Русские проповедники: очерки по истории русской проповеди. М.: Едиториал УРСС, 2001. 231 с. 3. Кашеваров А. Н. Церковная проповедь в XVIII — первой половине XIX века // Научно­ технические ведомости СПб государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 1. С. 7-17. DOI: 10.18721/JHSS.10101. 4. Лысикова Н. П. Источники формирования и особенностей публичной риторики московского митрополита Платона (Левшина) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 24-28. doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-24-28. 5. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. 416 с. 6. Мызникова Н. И. Состояние проповедничества в России во второй половине 19 века (по материалам журнала «Руководство для сельского пастыря») // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 148-166. DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.007. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 55-61. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 55-61. © Кожевникова Ю. Н., 2024 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz