Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ Научная статья УДК 929.52(470.21) doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.001 СЕМЕЙНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО Ирина Алексеевна Разумова Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, irinarazumova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5960-9772 Аннотация Понятие «семейное наставничество» имеет два значения: как совокупность формальных и неформальных общественных практик поддержки семьи и как часть культуры семьи по передаче опыта, знаний, образцов поведения и ценностей. Статья выполнена на основе, во-первых, полевого исследования, нацеленного на понимание наставничества городскими жителями разного возраста, образования и профессий, во-вторых на информационных материалах о деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки семьям, нуждающимся не только в социальной защите, но и в культурном развитии. Неоднозначность понятия «семейное наставничество» преодолевается за счет общности значений, коренящихся в культуре носителей языка. Автор приходит к выводу, что наставничество правильнее рассматривать не как совокупность практик, а как качество взаимоотношений между «наставляющей» и «наставляемой» сторонами в ходе передачи опыта, норм, ценностей, знаний. Стороны способны меняться местами, хотя семья по отношению к общественным институтам выступает больше в роли того, кого направляют и поддерживают. Информанты независимо от их возраста, образования и специальности на первое место среди наставников в своей жизни, как правило, ставят родителей. Наставничество в семье существует постольку, поскольку семья основывается на доверии и взаимопомощи. Ключевые слова: социальная антропология, семья, наставничество, социальная поддержка, представления, практики Благодарности: статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002. Для цитирования: Разумова И. А. Семейное наставничество // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 2. С. 5-19. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.001. ETHNOLOGY, ETHNOGRAPHY, ANTHROPOLOGY Original article FAMILY MENTORING Irina A. Razumova Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, irinarazumova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5960-9772 Abstract The concept of “family mentoring” has two meanings: as a set of formal and informal social practices of family support and as part of the family culture for the transfer of experience, knowledge, behavior patterns and values. The article is based on, firstly, field research aimed at understanding mentoring by urban residents of different ages, education and professions, and secondly, on information materials about the activities of state and public organizations to provide support to families in need not only of social protection, but and in cultural development. The ambiguity of the concept of “family mentoring” is overcome due to the common meaning rooted in the culture of native speakers. The author comes to the conclusion that it is more correct to consider mentoring not as a set of practices, but as the quality of the relationship between the “mentoring” and “mentee” parties during the transfer of experience, norms, values, knowledge. The parties are able to change places, although the family, in relation to social institutions, acts more as the one who is guided and supported. Informants, regardless of their age, education and specialty, as a rule, place parents in first place among mentors in their lives. Mentoring in the family exists insofar as the family is based on trust and mutual assistance. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz