Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

во время той находился в дороге на море, будучи уволен в Архангельск, каковую < . > в другое время сказать обязуюсь»20. Третью проповедь Иосиф Нечаев, как и планировал, произнес в престольный праздник своего храма. Несмотря на принимавшиеся законы о важности «церковных собеседований» ситуация оставалась сложной. После обнародования указа от 22 марта 1800 года проповеди в приходских храмах Архангельской епархии, в том числе Кольского благочиния, оставались редким явлением. В 1808 году епископ Евлампий (Введенский)21 вновь потребовал от «ученых попов» регулярно произносить поучения и при этом указывал их необходимое ежегодное количество в зависимости от возраста проповедника: «коим нет еще 45 лет в год по двенадцать проповедей сказать и от 45 до 55 — по шести, от 55 лет — от произволения, усердия и силе их пусть зависит»22. Пожилой возраст не освобождал иереев от «ревностного прохождения должности», важной частью которого была проповедническая деятельность23. Через полгода тот же архиерей, сетуя на нерадивость епархиальных священников, грозил в резолюции штрафами для тех, кто небрежно относился к своим обязанностям: «поучения сочинять, говорить и представлять, но и доселе точного исполнения нет, то с таковых за каждую проповедь взыскивать на богадельню по три рубли и о том всем дать знать, проповеди посылать в консисторию, 24 а не прямо ко мне, так как и ныне ко мне присылают и не подписавши под ними имен своих» . Эффективность проповеднического служения духовенства во многом зависела от личных качеств и морального облика самих пастырей. Неслучайно в синодальном указе от 22 марта 1800 года говорится 0 двух важных обязанностях приходских священников — не только усердно проводить катехизическую работу среди мирян, но и соответствовать в повседневном поведении нравственному идеалу пресвитерства (прежде всего «удерживаться от пьянства»). Духовный авторитет клириков среди прихожан также могли подрывать серьезные споры и разногласия, случавшиеся внутри причтов. В начале XIX века в Кольском благочинии напряженный конфликт существовал между двумя пресвитерами Воскресенского собора в уездном городе. Соперничество протоиерея Василия Ивановского и второго священника Александра Измайлова, по всей видимости, началось с момента их знакомства в 1790-е годы, когда они поступили на иерейские места. Причины и обстоятельства этого любопытного конфликта, повлиявшего на судьбы обоих священников, будут рассмотрены в отдельной статье. Выводы Итак, в конце XVIII — начале XIX века проповедническая деятельность приходского духовенства Кольского благочиния сводилась к произнесению во время богослужений типовых поучений, рекомендованных Святейшим Синодом. Отсутствие на Кольском Севере «ученых попов» — проповедников, самостоятельно сочинявших свои выступления, отражает низкий уровень образованности местных священников в это время. С катехизическими поучениями в городских и сельских храмах Русской Лапландии выступали только пресвитеры, так как институт диаконата в Кольском благочинии не был развит по разным причинам, в том числе из-за малочисленности мирян в приходских общинах. Примечания 1 Заведеев П. Лекции по богословским наукам (полное руководство для подготовки к экзамену на священника). М.: «Самообразование», 1908. С. 618. 2 Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода. 1721-1878. М., 1879. С. 376. 3 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года (Далее — ПСЗ I). СПб., 1830. Т. 22, № 16261. 4 Указ Синода о составлении сборника проповедей был принят в 1775 году. Для распространения по епархиям в 1789 году рекомендовались три печатные книги: московского митрополита Платона (Левшина) «Православное учение, или сокращенная христианская богословия», воронежского епископа Тихона (Соколова) «Наставление о собственных всякого христианина должностях» и новгородского митрополита Гавриила (Петрова) «Краткие поучения из разных св. отец и учителей собранная». См.: Руководственные для православного духовенства у к а з ы . С. 377. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 55-61. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 55-61. © Кожевникова Ю. Н., 2024 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz