Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Н. Грабурн, в дюркгеймской традиции [25], сопоставляет туризм с трехсторонней структурой обрядов перехода В. Тернера, определяя поиски туриста как «погоню за “священным” (неординарным), отдельно от “обычного” (обыденного)». Важно отметить, что туристов часто метафорически сравнивают с паломниками, которые находятся в «священном путешествии». Туризм рассматривается как светский и универсальный эквивалент религии, действующей в «не такое» время: «даже когда роль туриста и паломника объединены, они обязательно различаются, но образуют континуум неразделимых элементов» [25: 16]. Наиболее логичной в данной дискуссии кажется точка зрения Даниэла Х. Олсона [26]: споры 0 сходстве и различии между паломниками и туристами возникли из-за того, что многие ученые упустили из виду тот факт, что объекты сравнения — паломник и турист — изучались и продолжают изучаться как идеальные типы, как социально сконструированные предложения «или-или», которые не отражают современную реальность. По сути, ученые и богословы взяли характеристики «идеального» паломника и «идеального» туриста, поместили на шкалу в противоположных концах спектра, что значительно сокращает количество интерпретаций мотивов и целей путешественников и сильно проблематизирует их. Со временем многие исследователи стали указывать на то, что использование термина «паломник» для описания современных путешествий лучше всего использовать в метафорическом смысле для обозначения туристов, которые путешествуют с целью формирования идентичности [27]. Дихотомия паломника и туриста — устаревший аргумент [28]. Согласимся с тем, что было бы недальновидно не признать, что какое-то определенное поведение человека можно прямо и без оговорок определить как поведение туриста или же паломника. Например, могилы Элвиса Пресли и Джима Моррисона являются туристическими достопримечательностями, где явно присутствует массовый туризм. При этом визиты в Грейсленд и Пер-Лашез гораздо более разнообразны, чем это может показаться на первый взгляд. Рядом с миллионами поклонников таланта короля рок-н-ролла и туристов существуют определенные группы посетителей, для которых религиозный (паломнический) фактор фактически является ведущим мотивом. Грейсленд или Пер-Лашез представляют собой —хотя бы для определенных групп — храмы, которые не секулярны по своей сути и в которые они, следовательно, приезжают, по мнению Д. Олдермана [29], в качестве паломников. «“Типологии” могут определять закономерности, но их следует рассматривать как описывающие различные туристические практики, а не типы людей, как принятые роли, а не социальные категории» [30: 59-60]. Индивидуальная и социальная идентичность в контексте религиозного туризма динамична, изменчива, подлежит обсуждению и меняется в зависимости от обстоятельств, контекста и места людей. Итак, непрекращающаяся научная дискуссия по поводу дихотомии паломник/турист, помимо того что является чрезвычайно интересной и дает нам новые векторы для размышлений и исследований, в то же время затрудняет разработку четкого инструментария, особенно на этапе операционализации и интерпретации понятий, а соответственно, и разработки опросника. И даже после удачно спроектированной программы исследования могут возникнуть трудности разного характера. Для многих респондентов слово «паломник» оказывается проблематичным ярлыком. Вопрос начинает казаться информантам довольно глупым или неприемлемым, когда их просят определить, является ли он или другой человек паломником или туристом и как с этим, например, связана духовная мотивация [см., например, 31]. Как показали предыдущие исследования, те, кто совершают, по определениям ученых, паломничество, пускай даже в метафорическом смысле, не хотят, чтобы их путешествие связывали с религией или духовностью, это может быть расценено как вторжение в личную жизнь. Так или иначе, дальнейшие исследования по данной тематике являются актуальными и перспективными. Примечания 1Sui Generis — в переводе с латинского — «единственный в своем роде, уникальный». 2Зона комфорта. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 47-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 47-54. © Давыдова А. С., 2024 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz