Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
В качестве небольшого итога можно подчеркнуть, что туристы занимают в социальной теории привилегированное положение, поскольку в их коллективных действиях и мыслях явно выражена интенция развития человечества в целом (а не только своекорыстие, «действие», «потребность в достижении» и т. д.), и в этом процессе они не просто пассивные экспериментальные субъекты. По мнению Д. Маккалена, это «последний оставшийся класс, который демонстрирует осознание себя» (consciousness-for-self) [5: 18]. «Турист — наполовину паломник, если паломник — наполовину турист» [19: 20] На метафорическое определение туристов как паломников во многом повлияла работа антропологов Виктора и Эдит Тернер “Image and pilgrimage in Christian culture”, в которой фраза: «Турист наполовину паломник, если паломник наполовину турист» — стала общеизвестной [19]. Они объясняли это тем, что паломничество, как и туризм, организовано, бюрократизировано и использует ту же инфраструктуру, что и туристические агентства. Они видели очевидные связи между туризмом и паломничеством в качестве как путешествия, так и опыта общения, хотя они различают обязательный характер многих традиционных ритуалов и добровольный характер туризма. Ученые, исследующие туризм, связанный с религией, по своей сути признают, что многочисленные споры, возникшие вокруг дихотомии паломников и туристов, на сегодняшний день являются весьма актуальными, более того, она представляет собой наиболее обсуждаемую тему, касающуюся религии и туризма в современной литературе [20]. Есть ряд исследователей, предполагающих, что туризм развился из паломничества. Во многом эта точка зрения обусловлена тем, что в средневековой Европе путешествия обычно совершались в основном в религиозных целях, как паломничества, так и крестовые походы; для обычных людей путешествие было трудным и опасным, и даже для правящих классов, которые путешествовали по государственным причинам, поездки требовали больших усилий и защиты [13]. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что паломничество трактовалось ранее как «путешествие, которое совершалось по причинам, связанным с религиозными жертвами» [21: 71]. Б. Пфаффенбергер [22] считает, что современный туризм происходит из давней традиции религиозного паломничества. В то же время ученый выступает против разделения путешествующих на серьезных (благочестивых) паломников и фривольных (гедонистических) туристов. В своем исследовании двух важных и недавно возникших течений паломничеств на Шри-Ланке Пфаффенбергер, изучив появление в одних местах веселой и шумной сингальской молодежи, а в других — богатых тамильских индуистов, интересующихся храмовой архитектурой, раскрывает истинный смысл такого поведения в рамках коренных способов паломничества Шри-Ланки. К. Палмер придерживается мнения, что необходимо отделить паломничество от туризма, а сделать это можно, изучив буквальное использование этих слов [21]. Однако это нам даст лишь ассоциации со словами, а не описание реальных практик и вкладываемый в них культурный смысл. По словам К. Тернбулла, туристы путешествуют в «гедонистических целях», и их опыт относится к взаимодействию с культурным наследием. Паломники же, наоборот, приобретают «чувство принадлежности к религиозному или духовному наследию, а не к культурному» [23: 14]. Интересно, что термин «турист» появился только в начале девятнадцатого века на английском и французском языках, но тип людей, которых можно определить как тех, кого большинство из нас назвало бы туристами, а также их действия, появился задолго до этого. В специальном выпуске «Летописи исследований в области туризма» об отношениях между паломничеством и туризмом В. Смит утверждает, что «встречи с туристами могут быть столь же неотразимыми (как паломничество) и почти духовными в личном смысле» [24: 2]. Исследовательница считает социальное одобрение наиболее важным фактором, отличающим туристов от паломников. Ее наблюдения, аналогичные исследованиям В. Тернера и Э. Тернер [19], показывают, что с точки зрения туризма (внешне) нет никакой разницы между туристами и паломниками: они одинаково проводят свободное время и в большинстве случаев используют одну и ту же инфраструктуру. Паломничество и туризм, с ее точки зрения, могут быть концептуализированы как «две параллельные, взаимозаменяемые дорожки» [24: 15]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 47-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 47-54. © Давыдова А. С., 2024 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz