Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
и событий, которые формируют значение мира туриста. В настоящий момент туристы продолжают путешествовать повсюду, рассказывают о полученном опыте в Сети (что предполагает публичную передачу опыта): они буквально трогают, нюхают, фотографируют, обсуждают достопримечательности и рассказывают об увиденном всем, кто захочет их слушать. Приблизительно в тот же период начинают развиваться ранние теории туризма: первая была развита антропологом Н. Грабурном [13] и социологом Д. Макканеллом [5], которые стремились понять происхождение туризма и его символическое значение, а вторая была выдвинута Д. Нэшем [14] и Т. Нуньесом [15], в ней основное внимание уделялось социальным, политическим, экономическим и экологическим последствиям развития туризма [см. также 16; 17]. Остановимся подробнее на первой. Д. Макканелл указал, что турист как концепт подразумевает два смысла: 1) «реальный человек» и 2) «модель для современного человека в целом». Д. Макканел, опираясь на структурную антропологию К. Леви-Стросса и теорию примитивной религии Э. Дюркгейма, рассмотрел туризм как символ отчуждения от повседневной, современной жизни: «Современные люди считают, что реальность и подлинность находится где-то в другом месте: в других исторических периодах и культурах, в более чистом и простом образе жизни» [5: 42]. Теория Д. Макканела частично является реакцией на более раннюю, уже упомянутую, работу Д. Бурстина [7], для которой туризм, по сути, является отклонением от нормы, тривиальной, легкомысленной, поверхностной и опосредованной деятельностью. Д. Бурстин с сожалением пишет о том, что ранее путешествия были индивидуальным, кропотливым и образовательным трудом, а в настоящее время современные (массовые) туристы — не более чем гедонисты, не способные непосредственно ощутить реальность, следовательно, они получают удовольствие от надуманных впечатлений, достопримечательностей и «псевдособытий», созданных индустрией туризма и СМИ. В дополнение к сказанному в вышеупомянутой научной дискуссии того времени Э. Коэн указывал, что большинство туристов просто хотят хорошо провести время, то есть путешествовать ради удовольствия. И лишь немногие из неинституализированных разновидностей путешественников (он называет их независимыми) ищут смысл в своей жизни, путешествуя по миру, населенному так называемым Другим [18]. Главная особенность концепции туризма Н. Грабурна заключается в том, что он противопоставлен повседневности. Ключевое отличие состоит в понимании цели туризма, который должен обновить человека для мира повседневной жизни, так как позволяет уйти от работы и дома, расслабиться, удалиться от всего мирского, например от постоянно звонящего телефона [13]. Исходя из данной модели, сидеть дома и не работать считается неподходящим для нормальных людей, как и не уезжать на время отпуска куда-нибудь, будто что-то контрастирующее может происходить только вдали от дома, иначе это «вообще не отпуск». Само слово «отпуск» происходит от латинского «vacare», что означает «оставить свой дом пустым» и подчеркивает тот факт, что мы не можем нормально отдыхать дома. К людям, оставшимся дома и не уехавшим, могут относиться с пренебрежением, считать их заскорузлыми. Те, кто не путешествуют, расцениваются как люди, находящиеся в неблагоприятном положении. Более снисходительно относятся к престарелым людям, детям, бедным, всем тем, кто не может, по понятным и очевидным для социума причинам, осуществить поездку. Здесь интересным является отношение к работе, включающей в себя обязательные поездки. «Почему-то нельзя путешествовать, когда мы работаем, так же, как нельзя работать, когда мы путешествуем» [13: 19]. При этом человек, сидящий дома и занимающийся творческой деятельностью (реконструкция дома, переделка сада или приусадебного участка, серьезное занятие рисованием, письмом, занятиями спортом), разделяет некоторые ценности туризма в этом рекреационном процессе, который является необычным и представляет добровольный выбор со стороны «отдыхающего». Даже отправка детей в лагерь может считаться отпуском для некоторых родителей. Хотя это и не туризм в модальном смысле, но кемпинг, аренда коттеджа у озера или посещение родственников, которые живут далеко, функционируют как виды туризма, пускай их рейтинг на шкале отпуска, включающий новизну и сложность, может быть не таким высоким. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 47-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 47-54. © Давыдова А. С., 2024 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz