Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
посвящены человеческой культуре и культурному разнообразию, тогда как социологи занимаются исследованием общества, его структурой, социальным поведением, практиками и социальными институтами. При этом провести четкую границу между вкладом антропологии и социологии в изучение туризма непросто [2-4]. Во вступлении к книге «Исследование туризма: антропологические и социологические начала» Д. Нэш [4] предлагает рассматривать антропологический и социологический подходы к туризму вместе, утверждая, что эти две дисциплины имеют схожую историю развития методологии его изучения, которая значительно пересекается и представляет собой взаимопроникновение обеих наук. Обратимся к истории исследований туризма в конкретных областях знаний и наиболее популярным концепциям. Исследования туризма В конце XIX века путешествия утратили свой аристократический характер и стали определять себя, по существу, как буржуазный опыт. Достижения в области транспортных и коммуникационных технологий, а также популяризация досуга как формы проведения свободного времени привели к увеличению количества поездок и разнообразию направлений для путешествий. За относительно короткий период времени того, кого ранее называли путешественником, стали называть туристом. Социологи не оставили без внимания ни эти изменения, ни их социальные последствия. Однако это не означает, что туристический феномен сам по себе занял центральное место в исследованиях тех, кого сейчас мы называем отцами-основателями социологии. Статус туризма как «социального факта sui Generis»1по выражению Э. Дюркгейма, возник не сразу. В течение значительного периода времени существовал разрыв между значениями туризма как социального явления и как самостоятельного объекта социологической рефлексии. Д. Макканел объяснял незаинтересованность социологов в исследованиях туризма тем, что он плохо вписывается в категории социологии, такие как институты, классы, урбанизм, девиация. Не ограничивается он и каким-либо «большим нарративом» — ни капитализмом, ни социализмом, ни модерностью, ни постмодерностью. Туризм словно плавно проходит сквозь все сферы общества, и его можно изучать как многомерное и самостоятельное явление [5]. В этом смысле не удивительно, что преобладающие в самом начале подходы строились вокруг оппозиции между тем, что было, вероятно, подлинным поиском неизведанного (путешествие), и тем, что можно назвать туризмом (когда предполагалось, что туризм — это заранее запланированные каникулы). Здесь можно выделить два подхода, которые появились в 1960-х годах. 1. Для Г. Энценсбергера, ученика Т. Адорно и М. Хоркхаймера, туризм — наряду с кино, радио, телевидением, модой и религией — следовало понимать как один из основных продуктов индустрии, которая была призвана поощрять эскапизм и ностальгию [6]. 2. Д. Бурстин же утверждал, что на смену индивидуальным путешественникам, исследователям и романтикам пришли массовые туристы, стремящиеся насладиться заранее сфабрикованными событиями, так как они, не покидая “bubble o f protection”2, который обеспечивается отелем и организованным туром, «изолируют» себя от окружающего мира [7]. В том и другом вариантах отчетливо прослеживается противопоставление туризма путешествию. В этом плане путешествие рассматривалось как нечто более подлинное. В 1970-е годы социологи и антропологи стали рассматривать туризм как самостоятельное явление [4], но в большинстве своем исследования были посвящены изучению влияния туризма на принимающие сообщества. Отмечались, в основном, отрицательные последствия туризма, когда последний рассматривался как синоним эксплуатации, воплощение разрушительной силы общества потребления и угроза балансу принимающих сообществ [8; 9]. Надо отметить, что до этого момента упор был сделан исключительно на экономической составляющей туризма [8; 10; 11] и его элементах, которые рассматривались гуманитарными науками в ряде других контекстов [12: 9]. Активному развитию интереса к исследованиям туризма как самостоятельной области способствовал тот факт, что в 1976 году старые границы между культурами, национальностями, этнической принадлежностью, религиями и регионами во многих странах стали открытыми, и у туристов появилось много возможностей проникнуть в разные уголки нашей планеты. Достопримечательности оказались отличной символической заменой ценностей, отношений Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 47-54. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 47-54. © Давыдова А. С., 2024 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz