Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Из Харбина в Архангельск железнодорожным путем в период с 23 мая по 25 июля 1916 года было отправлено 23 партии рабочих-китайцев13. Общее количество нанятых во всех партиях составляло 9 246 человек. По прибытии в Архангельск практически все группы потеряли по пути часть рабочих (одни заболевали и их снимали с поезда на станциях, другие бежали, третьи уходили на новые работы и их перенимали другие работодатели). Общее количество прибывших в Архангельск рабочих составило 8 587 человек. Последняя цифра округляется до 8600 человек в «Справке о найме китайцев и обеспечением их санитарной помощью», составленной Управлением работ по постройке Петрозаводск-Сорокской и Мурманской железных дорог 8 октября 1916 г. На основании этого документа становится известно, что прибывшие партии китайцев отправлены на участки: «С 16 июня до 16 августа с/г прибыло в Архангельск и отправлено далее к месту работ около 8.600 рабочих- китайцев, которые распределены по линиям следующим образом: 3.500 человек размещены на четырех участках от Кандалакши до Колы, остальные 5.100 человек на участках от Сороки до Кандалакши»14. Заключение В настоящей работе систематизированы данные о количестве рабочих, нанятых Управлением работ по постройке Петрозаводск-Сорокской и Мурманской железных дорог. Представляется, что заявленное в статье М. В. Ходякова и Ч. Чжао [4: 21-22] расхождение сведений о численности китайцев, привлеченных к работам на Мурманстройке, не стоит рассматривать как искажающее реальность. Все количественные данные, на которые ссылаются историки в публикациях разных лет, соответствуют различным этапам планирования числа наемных работников из Китая, принятия решения и его реализации. Руководством планировалось нанять от десяти до двадцати тысяч китайских граждан, Управление приняло решение о привлечении десяти тысяч иностранных рабочих, из Харбина было отправлено в составе 23 партий 9246 человек, а в Архангельск прибыло 8587 человек, последние и были направлены непосредственно на места работ. В этой статье мы намеренно не останавливались на определении этнической принадлежности нанимаемых граждан Китая, не учитывали их профессиональный статус, а также различные места выхода трудовых мигрантов, указанные в опубликованных работах и архивных материалах. Все эти аспекты станут предметом наших следующих публикаций. Разнообразие количественных данных отражает разные стадии процесса привлечения иностранных граждан — трудовых мигрантов из Китая на Мурманстройку. Цели работ историков, ранее приводивших обобщенные цифры найма (десять тысяч человек), не предполагали конкретизации численности китайских поданных на строительстве отдельной железной дороги. Эти сведения объективно отразили принятое Управлением работ решение о найме китайцев и, вероятно, указали на общую статистику фактического перемещения массы рабочих из Китая на Европейский Север России. В данном случае мы столкнулись не с фальсификацией или неоправданным обобщением данных, а с разными подходами исследователей к использованию и интерпретации статистики: генерализующим (синхронизирующим разные этапы рассматриваемого процесса) и детализированным (процессуальным). Настоящая статья нацелена как на выявление важных аспектов в принятии кадровых решений при строительстве крупнейшего объекта в Европейской России начала ХХ века, так и на акцентирование проблемы различия подходов к статистическим сведениям при изучении истории трудовых миграций. Список сокращений КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога НА РК — Национальный архив Республики Карелия с/г — сего года Примечания 1Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. Пг.: Издание Управления по постройке Мурманской железной дороги, 1916. С. 70. 2Там же. С. 70. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 30-35. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 30-35. © Змеева О. В., 2024 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz