Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
железных дорог 8 мая 1916 года был составлен рапорт о предоставлении вагонов для перевозки китайских рабочих. Из содержания следует, что еще 25-26 апреля Управление « .и м е л о честь испрашивать < . > разрешение на наем от 10 до 15 тысяч китайских рабочих для постройки линии Сорока-Кандалакша»7. Материалы телеграфных сообщений первых чисел мая 1916 года подтверждают информацию о все еще планируемых, а не утвержденных цифрах нанимаемых работников из Китая. В тексте телеграммы, отправленной из Петрограда в транзитные города, через которые должны следовать поезда с китайскими гражданами, сообщалось о необходимости в кратчайшие сроки, а именно в течение июня, перевезти из Харбина в Архангельск « . д о пятнадцати тысяч китайских рабочих»8. Это количество указано в качестве «потребности» Мурманской железной дороги, что еще раз свидетельствует о том, что в апреле 1916 года руководство обсуждало разные вопросы: об испрашиваемом или желательном количестве трудовых мигрантов из Китая, о необходимой или разрешенной их численности. Последнее предполагало возможный диапазон запрашиваемого, поскольку было обусловлено предварительными расчетами, ориентированными на возможности железной дороги обеспечить беспересадочную транспортировку тысяч рабочих из Харбина до Архангельска в ограниченный срок. Принятие решения: десять тысяч человек Цифра десять тысяч человек появляется в документах неоднократно. Сопровождающие ее тексты показывают, что решение о численности китайских рабочих, которых было запланировано нанять, было принято. Об этом же, кстати, свидетельствует и текст официального отчета, упоминаемого выше «Краткого о ч е р к а .» . Факту принятия решения во всех случаях сопутствовало обоснование указанных цифр. Основными аргументами служили причины найма китайцев. В самом общем виде они заключались: - в огромном спросе российского рынка труда (в том числе и промышленного) на китайскую рабочую силу; - в положительном предшествующем опыте использования китайцев на железнодорожных работах; - в стереотипных представлениях о «выдающихся качествах» выходцев из Китая (трудоспособности, выносливости, способности к кооперации, потребности в обособленности и пр.); - в миграционных потребностях иностранных граждан, связанных с перемещением на территорию России. За указанием причин принятия Управлением работ решения о найме определенного количества китайских граждан последовательно выстраивалась процедура реализации плана. Для начала подтверждалось количество требуемых для Мурманстройки китайцев. В документах оно подкреплялось формулировками, не вызывающими сомнения не только в принятом решении, но и в начальных действиях по его реализации: «Строительное Управление организует наемку в Китае 10.000 туземных рабочих»; « . В порядке исключительной срочности Мурманской ж.д. Строительному Управлению пришлось прибегнуть к применению на постройке желтого труда, для чего испрошено надлежащие разрешение и командированы агенты Управления для наемки и доставки из Харбина в Архангельск 10.000 китайцев»9. Собственно на этом этапе формулировалось детализированное задание о найме рабочих. Назначался человек, ответственный за организацию приема и отправку китайцев в Россию. 7 мая 1916 года был командирован агент М. Ф. Черниховский «для организации найма и отправки из Харбина до Архангельска китайских рабочих в количестве до 10.000 человек, необходимых для работ по постройке Мурманской ж.д.»10. Как заведующий наемкой китайских рабочих М. Ф. Черниховский, в частности, был обязан телеграфировать о каждой партии нанятых и отправленных им рабочих «с указанием, какого числа, в каком поезде и в сопровождении каких агентов Управления работ она отправлена»11. Далее представлены расчеты, в том числе отражающие информацию о крупных расходах Управления на транспортировку каждого китайского гражданина, а также обязательства российского работодателя перед китайской стороной о возвращении иностранных граждан на родину. Итак, установленную цифру в десять тысяч человек, нанимаемых в Китае для отправки на Мурманстройку, трудно назвать «удобной» или просто «круглой». Архивные материалы подтверждают, что количество нанимаемых китайцев было не только запланировано Управлением Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 30-35. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 30-35. © Змеева О. В., 2024 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz