Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Введение Один из разделов «Краткого очерка постройки железной дороги на Мурман...», опубликованного в Петрограде в 1916 году, посвящен решению рабочего вопроса. Подготовка к летнему строительному сезону 1916 года сопровождалась, с одной стороны, потребностью большего привлечения рабочих, а с другой стороны, осложнением поиска рабочей силы, так как «ближайшие ее источники и рынки были использованы»1. В результате часть необходимых трудовых ресурсов была организованно заимствована у других работодателей в отдаленных от места строительства районах Российской империи и даже у соседних государств. Так, на Европейском Севере оказалась одна из самых экзотических групп рабочих — китайцы. В представляющем собой своего рода сводный официальный отчет «Кратком о ч е р к е .» указано, что «Управление постройки решило нанять в Китае до 10 000 человек маньчжурских рабочих- землекопов»2. Эта однажды заявленная цифра («до десяти тысяч человек») впоследствии стала перемещаться из одного исторического исследования в другое. Одни специалисты, занимающиеся историей строительства железной дороги от Петрограда до Мурмана, не подвергают ее сомнению, отсылая читателя к архивным документам. Е. К. Арьева в диссертации3 дважды указывает на количество нанимаемых граждан Китая: « . Д л я китайских рабочих, которых было завербовано 10 тысяч ч е л о в е к .» 4, и далее: «Кроме того, летом 1916 г. в Маньчжурии было нанято 10 тысяч рабочих-китайцев»5. А. А. Голубев в монографии «История строительства Мурманской железной дороги» подтверждает: «В середине 1916 г. агентами Управления на строительство дороги было привлечено 10 тысяч маньчжурских рабочих-землекопов» [1: 117]. Другие авторы, также ссылаясь на архивные источники, корректируют цифру общего количества нанятых китайцев. П. В. Федоров привел такие сведения: «Всего их с 23 мая по 25 июля 1916 г. было отправлено из Харбина 9246 человек» [2: 159]. Е. Ю. Дубровская и Н. А. Кораблев обратили внимание читателя на указанную в литературе численность китайских рабочих (10 тысяч человек), при этом уточнив: « . П о данным государственного контроля, на линию их [китайцев — О. З.] прибыло только 8,5 тыс. человек» [3: 110, сноска 391]. В статье «Трудовая миграция китайцев в Россию в годы Первой мировой войны» в части, посвященной вербовке китайцев на строительство Мурманской железной дороги, авторы М. В. Ходяков и Ч. Чжао, ссылаясь на материалы правления КВЖД, приводят иные данные: « . с января по июль 1916 г. из Харбина было перевезено для нужд Мурманской железной дороги 7754 рабочих» [4: 22]. Далее они подвергают сомнению и эту цифру: «Видимо, количество китайцев, в итоге прибывших на Мурман, было еще меньше, так как приводимые данные не учитывают заболевших и снятых с поездов в пути, бежавших и т. д.» [4: 28, сноска 94]. Более того, М. В. Ходяков и Ч. Чжао критически отнеслись к общепринятой в исторических работах цифре («10 тысяч маньчжурских рабочих-землекопов»), назвав приведенные сведения «удобными» [4: 21]. Авторы совершенно справедливо указали на проблему «круглого числа» и использования обозначаемых в таком случае данных о количестве нанятых на Мурманстройку китайцев. Тем самым они заострили вопрос о достоверности приведенных сведений. Сомнения подобного рода могут быть разрешены при дополнительном детализированном сравнении документов, осевших в разных архивных учреждениях. В Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) сохранились уникальные документы, в которых подробнейшим образом представлены сведения о найме, транспортировке и работе китайцев при строительстве Мурманской железной дороги. Цель настоящей статьи — на материалах одного архива систематизировать имеющиеся сведения о планировавшемся и реализованном найме китайских рабочих на Мурманстройку. Планирование: десять — пятнадцать — двадцать тысяч человек Одним из самых крупных значений, которое фиксируется на страницах документов, является предполагаемое число наемных работников из Китая. Адресованный начальникам жандармских полицейских Управлений железных дорог Циркуляр от 22 апреля 1916 года, копия которого была отправлена и в Петрозаводское отделение, объявлял: «Полевое строительное Управление Штаба Верховного Главнокомандующего предполагает нанять в Китае и перевезти, в обслуживаемый названным Управлением район, для земляных и лесных работ 20000 китайцев и корейцев»6. Обсуждение найма потенциального китайского рабочего контингента происходило в срочном порядке. Начальником Управления работ по постройке Петрозаводск-Сорокской и Мурманской Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 30-35. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 30-35. © Змеева О. В., 2024 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz