Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

Причем далеко не всегда это были научные сотрудники, но они считали себя причастными к академическому сообществу, так как работали в Академгородке, вносили свой вклад в общее дело развития советской науки. С социально-антропологической точки зрения академическое (или научное) сообщество включает сотрудников научно-исследовательских институтов, то есть совокупность людей, занимающихся наукой как видом профессиональной деятельности. Они имеют соответствующее образование, а также разделяют «большую часть символико-нормативного комплекса» общности [1: 51]. В академическое сообщество включают также преподавателей и студентов высших учебных заведений. Главными особенностями академического образа жизни являются стремление к знаниям и постоянное обучение. Академический образ жизни предполагает не только получение формального образования, но и самообразование, чтение книг, участие в научных исследованиях и конференциях. Кроме того, академическое сообщество рассматривается как культурная среда, объединяемая общими повседневными практиками, передающимися как традиция в значительной мере на неформальном уровне, в ходе повседневных взаимодействий [2: 134, 137]. Быть причастным к академическому сообществу — значит развиваться в различных сферах жизни, иметь высокие нравственные и этические стандарты. Специфика академического сообщества состоит в том, что оно представляет собой коллективы (или это могут быть отдельные представители), которые «связаны обменом результатами научной деятельности по производству, накоплению или использованию научного знания. При этом поддержание устойчивых межличностных или межгрупповых отношений внутри научного сообщества обеспечивается использованием единого профессионального языка и научного аппарата (понятий, инструментов, процедур наблюдения или вывода) и каналов получения или передачи информации (научных изданий, научных конференций и т. д.)» [2:140-141]. Известные российские социологи П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова полагают, что «важным элементом профессиональной культуры выступает способность вырабатывать знания и умения» [3: 3-17]. Французский социолог Пьер Бурдье утверждал, что социальные отношения в обществе определяются не только экономическими факторами, но и культурными и символическими ресурсами (капиталами). Именно этим отличается академическое сообщество: культурный капитал включает в себя различные виды «легитимного знания» (звания, дипломы) и ЗУНы (такой взгляд разделяют П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова); символический капитал создается из сложившейся репутации и престижа в глазах общества [4]. В настоящее время антропология академической жизни является перспективным направлением социально-антропологических исследований1. Начинает оно развиваться и в ЦГП КНЦ РАН. В статье приводится краткий историографический обзор литературы, посвященной жизни академического сообщества. Для историографии советского периода в целом характерно изучение истории становления научных организаций при Академии наук. Первые издания, освещающие жизнь ученых в районе Хибин, появились еще в 1920-х годах. Эти публикации, принадлежащие академику А. Е. Ферсману, содержат информацию об экспедициях на Кольский Север, об открытиях природных ресурсов Хибин, об истории формирования научного сообщества2. Кроме того, его работы дополнены этнографическими данными [5: 220, 237]. Как известно, А. Е. Ферсман заложил основы развития академической жизни на территории нынешней Мурманской области. В 1929 году по его инициативе было принято решение об организации в Хибинах Горной научной станции «Тиэтта»3, которая способствовала бы изучению природных ресурсов края и его промышленному освоению [5: 219]. И благодаря деятельности А. Е. Ферсмана в 1930 году научная станция была создана (с 1934 года — Кольская база АН СССР). Во многом благодаря тому, что А. Е. Ферсман был выдающимся популяризатором науки, он и его сподвижники «сформировали и закрепили имидж центральной части Кольского полуострова как пространства академической науки» [6: 27]. В этом сыграл определенную роль один из соратников А. Е. Ферсмана — Б. М. Куплетский. Совместно с другими геологами он, начиная с 1921 года, принимал участие в экспедициях в Хибинских и Ловозерских тундрах, результаты которых были опубликованы в научных статьях в 1922-1937 годах1[7: 99]. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 20-29. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 20-29. © Бусырева Е. В., 2024 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz