Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
уход за детьми и воспитание, но и само обучение находятся в их собственных руках: «У меня есть ребенок. Вот для него буду всегда наставником. Родительские функции это, конечно, накормить, сопли подтереть и спать уложить. Механически уже должны быть. А вот человека научить жить и познать окружающий мир. Это кто-то должен сделать. И не всегда это может сделать школа. Вот это массовое образование. Где-то учитель тебе попадется не очень удачно. Например, по географии, и всё. У тебя выпадет эта область знания. Я буду стараться все эти области знаний заполнить» (ПМА1-14). Переход к массовому дистанционному образованию вследствие «медико-биологических» («ковидных») ограничений и острая ситуация в системе образования, связанная со снижением его уровня, приводят к тому, что обучением детей занимаются члены семьи. Многие учителя прямо предупреждают родителей об их ответственности за обучение школьников. А домашние могут научить, в первую очередь, тому, что помнят и знают сами, поскольку современные учебники, в том числе в методическом отношении, не говоря уже о языке, от совершенства очень далеки. Тем самым чрезвычайно возросла роль семейного учителя-родителя. Лучше всего передаются знания тех дисциплин, которыми обучающий твердо владеет как профессионал. В таком случае естественным образом происходит профессиональная ориентация ученика в соответствии с родительским опытом. Свобода самоопределения ограничивается познаниями и профессиями родителей, часто — прародителей, у которых больше времени для того, чтобы быть семейными учителями, а также других близких родственников. Чем разнообразнее профессии и образование родных и близких, тем (теоретически) больше шансов, что ученик освоит программу в необходимом объеме предметов. Разумеется, особый случай — дети с рано проявившейся предрасположенностью и способностями к какой-то деятельности: творческой, интеллектуальной или иной. Тогда самая разумная позиция, словами одного из молодых информантов, «следить, чтобы наставник не превращался во вторую личность, скажем так. Причем личность более высокого порядка, которая всё решает за человека. Сложно конечно, потому что всякое может б ы т ь . Наставнику тоже нужно за этим смотреть (ПМА1-5). В текущей ситуации, как показывают наблюдения, во многих семьях дети учатся вместе с родителями и прародителями. Старшие оказываются одновременно учителями и учениками, так как им приходится отчасти восстанавливать, отчасти заново приобретать знания, требуемые современными учебниками, «решебниками» и разнообразными компьютерными программами закрепления и контроля знаний. В этом процессе наставники и наставляемые нередко меняются ролями. Не умеющие как следует читать и писать младшеклассники обучают бабушек устанавливать и использовать компьютерные программы, после чего те тренируют учеников в грамматике, математике и т. д. Потом они вместе читают рассказы из русской классики, учат стихи и выполняют задачи «решебников». Есть бабушки и родители, которые «с нуля» начинают учить английский язык. Происходит «классическое» наставничество с соблюдением индивидуального подхода к подопечному на основании непосредственного контакта, взаимности, в условиях полного доверия и эмоциональной связи. К сожалению, такая идиллическая картина никак не может наблюдаться во многих семьях по целому ряду как известных объективных, так и далеко не изученных субъективных причин. Особенно это касается семей, которые относятся к категориям нуждающихся в социальной поддержке. Заключение Противоречия, заложенные в понятии «семейное наставничество», не являются неразрешимыми, поскольку ключевое слово содержит комплекс значений, коренящихся в культуре носителей русского языка. Они сохраняются вопреки тому, что меняется актуальное словоупотребление, «мода на слова». В наставничество вложены смыслы, которые позволяют относить его к самым разным комплексным практикам социализации и инкультурации (воспитания), и это понятие имеет ряд коннотаций нравственного, «духовного», оценочного свойства, относящихся к базовым национально-культурным ценностям. Именно поэтому многие информанты, включая молодежь, независимо от уровня образования и профессии, склонны размышлять над значением и слова, и феномена, хотя в официальной культуре то и другое приобрело конкретный узкий смысл. Люди просто разграничивают наставничество «по жизни» и «по работе (учебе)». Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz