Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

(следствие совместности) или мотивированным, в частности, сориентированным на авторитетные личности из семейного круга. В свою очередь, «быть примером для подражания» — это одна из семейных ролей. Она сопутствует семейным статусам родителей, прародителей, старших сестер и братьев. Обучать и воспитывать «на личном примере» — одновременно и формальное, и неписаное общепедагогическое правило. Оно включается и в методические рекомендации наставникам на производстве. С одной стороны, наставничеством в собственном смысле может считаться только целенаправленная деятельность как минимум со стороны того, кто наставляет, но также и того, кому нужен некий опыт. С другой стороны, может не происходить идентификации процесса обучения и воспитания как такового, в том числе «наставнического», или это случается значительно позже. То, что воспринималось, скажем, как «поучение» или «поучительство» (отношение к этим словам у всех информантов негативное), с течением времени понимается как наставничество со стороны старших родственников. Переоценка своей роли относится и к наставникам. Например, информант полагает, что была наставником своих внуков, когда занималась с ними рисованием, письмом, поделками и другим. Однако на вопрос, считала ли она себя наставником в тот момент, уверенно ответила: «Нет, я считала себя бабушкой. Нет, не включала я учительницу. Я просто делала свое. Что я должна делать по отношению к своим внукам» (ПМА1-13). Обучение и передача профессионального опыта как функция семейных наставников Есть вид семейной социализации, совмещающий общественно-производственную и семейную ипостаси наставничества. В семьях нередко происходит предпрофессиональная подготовка и повышение профессиональной квалификации работников разных сфер деятельности. При вертикальной преемственности так создаются династии специалистов одной профессии или группы близких профессий. И азы, и тонкости профессии могут перениматься друг от друга членами семьи также по линиям горизонтальных родственных связей, супружества, свойства. Во всех случаях образуется особый социально-культурный феномен — семейное профессиональное сообщество. Его формирование невозможно без семейного наставничества. Приобщение детей к определенной специальности нередко происходит через спонтанное включение в процесс семейной социализации образовательных и воспитательных компонентов, связанных с профессией родителей или прародителей. В играх с детьми используются профессиональные ситуации и предметы, в доме звучат рассказы на профессиональные темы, дети посещают рабочее место родителей, посильно помогают им в работе. В свое время это хорошо показало полевое исследование, выполненное на примере семей, в которых передавались медицинские профессии [22]. Семейное профессиональное наставничество характерно для сплоченных групп, члены которых живут общими интересами. Если у родителей разные профессии, то у детей есть потенциальная возможность приобщиться к элементам обеих из них. В случае разнообразия профессионального состава семьи многое зависит от авторитета и культурного влияния родителя или иного родственника. Профессионально ориентированные семьи имеют свои культурные особенности, специфику образа жизни, коммуникаций17. Родные общаются между собой как члены профессионального сообщества, что усиливает семейную идентификацию. Семейное профессиональное наставничество в случае успешности служит залогом надежности профессионала. Такой специалист хорошо знаком с трудностями профессии и способами их преодоления, с возможными неординарными ситуациями, он адаптирован к профессиональной среде. Прямому потомку знания передаются более доверительно, и потому они глубокие. Вместе с тем далеко не все родители желают передать свою профессию детям, считая, что она не оценена по достоинству обществом и государством, не прибыльна, слишком трудна или не соответствует способностям и интересам их ребенка. Последнее подчеркнем, поскольку речь о наставничестве, а не о семейном протекционизме, когда интересы и способности детей не рассматриваются в качестве основания профессионального выбора. Если люди старшего поколения благодарят родителей за то, что они сформировали у них устойчивую мотивацию к образованию, то многие современные семьи хорошо понимают: не только Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz