Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

и принадлежность к поколению далеко не всегда имеют значение. Та же информант считает, что в зависимости от ситуации она «наставник для своего мужа, мамы, подруги. Мы друг у друга учимся ... У нас разные поколения. Я более молодое поколение. Если ей (маме — И. Р.) что-то нужно конкретное в молодом поколении, в этой стезе, в моей профессиональной, совет. Если мне нужнее совет мудрой женщины, которая прожила не один десяток лет, я, конечно же, пойду к ней за наставлением» (ПМА1-11). Другой молодой информант сказал, что ему приходилось быть наставником своего брата: «Пытался в его тяжелый период направить. Общаться, понять его подростковые проблемы» (ПМА1-4). Взаимная поддержка, ответственность за члена семьи, который оказался в трудном положении, тоже осмысливается как своего рода «наставничество», так как необходимо руководить действиями того, кто в этом нуждается. Одна женщина рассказала о том, как после смерти матери и тяжелой операции ей помогла пережить беду невестка, двадцатью годами младше: «Я тогда потерялась, накладывалось одно на другое. Она, невестка, мне стала как мать в тот момент. Мы поменялись м е с т ам и . Она приходила, запрещала мне что-то делать (речь о том, что больная перестала думать о самосохранении — И. Р .). . Вр о д е смысл жизни-то не потерялся из-за того, что случилось. Я тогда стала себя чувствовать ... к ней ... как к м а м е . Это, опять, доверие, и я, наверное, почувствовала ... действительно неравнодушна» (ПМА1-13). Заметим, что «доверие», «эмоциональная связь», «личный контакт», эмпатия относятся к типичным особенностям отношений между наставником и подопечным, какой бы из видов наставничества ни характеризовался, включая производственное. Информанты, особенно молодые, неоднократно подчеркивали особое качество отношений в наставничестве: «Наставничество — это про прямой контакт. Это больше . про эмоциональную связь. Когда ты ее устанавливаешь . тогда д а . . Наставник — это именно человек, к которому можно прийти за советом» (ПМА1-11). Семейное наставничество присутствует и является успешным в тех семьях, которые основываются на полном доверии. В свою очередь, современная семья, одной из главных функций которой является эмоциональная стабилизация человека, призвана быть именно «зоной ближайшего доверия», в ином случае возникают сомнения в ее функциональности. Семейное наставничество по мере его осознания способствует развитию и личности «наставляемого», и качества семейных отношений именно вследствие роста доверия, и чем раньше это происходит, тем лучше: «Ты слушаешь всегда, но не всегда прислушиваешься к тому, что люди говорят. Спустя время до тебя доходит смысл слов, и ты понимаешь, что человек . был прав. У меня так постоянно с моим мужем. Я раньше не понимала, что он мой наставник. Хотя я его всегда уважала и считала умным человеком. Не всегда принимала его как учителя по жизни. В какой-то момент я поняла, что он говорит много дельных вещей, на которые я смотрю под другим углом. А он под другим. В каких-то моментах ему действительно виднее. И на опыте жизни понятнее. Раньше я не всегда к этому прислушивалась. А сейчас я стараюсь прислушиваться к каждому слову, но если мне это идет наперекор, то всё равно я проигрываю ситуацию с разных сторон» (ПМА1-11). Если такая рефлексия не формируется, результат наставничества будет или отсроченным до времени «запоздалых сожалений» подопечного с уходом наставника из жизни, или не достигнутым. Помощь, советы, словесные «наставления» в любой форме, игры с детьми, семейные рассказы — это лишь отдельные формы семейного наставничества. Фактически к нему относится всё, что касается семейного воспитания, развития социальных и бытовых навыков ребенка. Социализация и инкультурация осуществляются целенаправленно или неосознанно. Во втором случае — за счет подражания одних членов семьи другим и далеко не всегда осмысливаемой взаимной адаптации людей, находящихся в тесных и постоянных контактах. Над вопросом о том, всегда ли наставничество осознается и наставником, и подопечным, информанты размышляли: «Если, в общем-то, это происходит . Отец и сын, мать и дочь. Дочь начинает подражать матери в каких-то моментах. В делах, скажем» (ПМА1-4); «маме и не нужно было что-то потом говорить. Я просто приглядывалась. Вот она капусту квасит, а я приглядываюсь. Я понимала, что мама не вечная, болела. А потом и мне нужно будет самой делать. Да, по маме» (ПМА1 -13) и т. п. Подражание может быть органичным Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz