Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

учителя, наставник — это «человек, у которого можно чему-нибудь научиться, назначенный администрацией помощник в организации учебного процесса, ...старшеклассники, организующие волонтерскую деятельность» (ПМА2-1). Наставничество ассоциируется с «направлением», наставник «ведет за собой», «направляет»: «Ну, семья, естественно, положительное влияние оказала. Потому что направляла по жизненному пути, куда нужно» (ПМА1-8). Таким образом, семья, родители оказываются в ряду других наставников, но занимают среди них особое место. Функциональное разнообразие наставничества приводит к разграничению наставников «по работе» и «по жизни». К первым относятся наставники на производстве, ко вторым преимущественно родители и другие близкие люди. Учителя в этой своеобразной типологии имеют, скорее, промежуточное положение, в жизни человека главным наставником может стать учитель. Например, наряду с рано утраченными родителями, самыми важными людьми, определившими жизненный путь и нравственные ценности информанта — преподавателя-филолога, стала супружеская пара научных руководителей (ПМА2-2). Большое влияние на формирование личности другого информанта оказала тренер (ПМА1-4). У представителей старшего поколения, большей частью рабочих специальностей, первая ассоциация со словом «наставник»: «это который на работе наставляет человека» (ПМА1-3); «это человек, который передает свой рабочий опыт стажеру» (ПМА1-3). Некоторые поставили образование на первое место в перечне сфер, где есть наставничество. Однако в ходе дальнейшей беседы, почти без исключений, речь непременно заходила о родителях как наставниках и опекунах «по жизни», то есть на всю жизнь и в разных аспектах, а не только на этапах вхождения в специальность: «Наставник по жизни — это родители, мне так к аж е т с я . Он (наставник на работе — И. Р.) передает всё, что он знает. А родители — они всю жизнь помогают, поддерживают и хотят, чтобы у детей было всё. Знание, образование, всё вот это. Чтобы здоровье. Полностью волнуются за детей» (ПМА1-10). В большинстве случаев основное место среди наставников все-таки отводится родителям: «Ну, наставником по жизни, обычно идут мама и папа, а по работе наставником кто может быть? Ну, вот, кто обучал» (ПМА1-1); «Да, были (наставники — И. Р.), и они, как правило, близкие и друзья. Старше меня были. Жизнь лучше меня з н а л и . Я выделю родителей, часто спрашиваю по многих вопросам» (ПМА1-6). Родитель может приравниваться к наставнику: «Мне кажется, что любой родитель наставник своему ребенку» (ПМА1-12); «Наставник, в первую очередь, конечно, родитель. По-любому наставник. Во время учебы наставниками были учителя» (ПМА1-15); «В первую очередь, это отец. Ему можно проблемы рассказать. Он поможет найти решения, подскажет» (ПМА1-14). Уход из жизни родителей воспринимается как лишение руководства и помощи в жизни. Замещение может происходить за счет метафизического наставничества, например, обращений к умершим родным, молитв, использования ритуальных предметов: «у меня всегда иконка маленькая. Я беру ее с собой. В любой жизненной си ту ац и и . наверное, вот так. А чтобы к кому-то п р и й т и . Может, была бы мама. Опять я бы к н е й . » (ПМА1-13). Кто и как наставляет в семье Известно, что осознание роли родительского наставничества приходит с возрастом. Об этом свидетельствовали многие информанты: «В моей жизни наставником была мама и папа. Два человека, которых я слушала, но по глупости делала, как считала нужным» (ПМА1-13); «Постоянно такое с родителями было. В подростковый период меня пытались наставлять. Это, наверное, возрастное. А я принимал всё в штыки... А потом оказалось, что всё, что говорил отец, оно всё так и есть. Когда я это понял, где-то в двадцать — двадцать четыре года, у меня отношение с отцом резко поменялось в лучшую сторону (ПМА1 -14). К семейным наставникам относятся не только родители, но и другие члены семьи: «Конкретных людей, которых я бы назвала наставником? Первый, кто мне вспоминается - это мой муж. Потому что он ведет меня по жизни. Он мудрее меня во многих планах. Он мне очень помогает. Он совмещает функцию мужа и наставника. Также наставник — моя мама. Она также ведет меня по жизни. Она дает не просто советы. Это помощь . во всём, скажем так» (ПМА1-11). Статус, возраст Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz