Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Военная реформа 1924-1925 годов предполагала мероприятия по перестройке Вооруженных Сил Советского Союза. Реформаторы отводили большое значение военно-физической подготовке молодежи допризывного возраста и пропаганде военных знаний среди трудящихся. Предполагалось, что регулярные физические упражнения повысят физические способности (силу, ловкость, быстроту, выносливость и др.) будущих бойцов Красной армии. Особое внимание уделялось ликвидации безграмотности, политической подготовке и знакомству с основами военных знаний. Исследователь советской военной истории В. В. Жарков указал, что после окончания Гражданской войны призывники и допризывная молодежь вносили ряд проблем при проведении призывной кампании. В резолюции Реввоенсовета СССР о ходе призыва 1923 года говорилось: «Прибывшие 10-11 мая красноармейцы- переменники для отбывания трехмесячных сборов находятся в плохом физическом состоянии (70 % пришедших из сел совершенно истощены). Отдельные красноармейцы 30 километров от села до лагерей едва могли пройти в течение трех дней» [1: 195]. Данная тема достаточно хорошо изучена в исторической литературе. Исследователями подробно рассмотрены вопросы организации и проведения военной реформы 1924-1925 годов с точки зрения военной истории Советского Союза [1; 2]. Современными авторами исследована также и политика военизации в области физической культуры и спорта как в целом по стране [3], так и по отдельным регионам [4]. Следует заметить, что в настоящее время нет работ по истории введения военизации в данную сферу в регионах Европейского Севера СССР. Целью данной статьи является изучение способов и форм внедрения военного направления в 1920-е годы в Карелии, Вологодской и Мурманской областях. Такое положение дел активизировало введение элементов «военизации» в сфере физической культуры и усилило внимание к тем видам спорта, которые были важны в современной войне, — стрелковый, конный спорт, фехтование, борьба и др. Инициаторы реформы предполагали проводить физическую подготовку мужского населения, начиная со школьного возраста. Одновременно с общим физическим развитием молодежь должна была осваивать военное дело. Как отметил в своей заметке в газете «Красная Карелия» корреспондент Нидолов: «Спортивные организации этим самым помогут Советскому правительству создать боеспособную, физически развитую многомиллионную армию рабочих и крестьян, которая потребуется в случае войны»1. В центральной периодической печати публиковались статьи о необходимости введения военных элементов в физическую культуру. Например, в легкую атлетику (в многоборье) следовало включить стипл-чез, бег по полевому городку с преодолением ряда препятствий, перешагивание, эстафету с переноской груза, метание гранаты в цель, бег в противогазах по пересеченной местности. В плавании — передвижение по воде в одежде с оружием и с конем, переправы через реку на плотах, бревнах, поплавках. Важная роль отводилась проведению военизированных игр на местности2. Что было сделано на Европейском Севере СССР в направлении «военизации» в сфере физической культуры и спорта в 1920-е годы? Особая роль в деле военизации отводилась региональным Советам физической культуры, профсоюзам и Осовиахиму. Эти организации должны были принять меры к распространению военных знаний, вовлечению широких масс рабочих и крестьян в физкультурное движение, развитию спортивных кружков, обустройству стрелковых тиров. В 1927 году повсеместно прошли региональные съезды профсоюзов, на которых рассматривались проблемы военизации населения. Например, на VI Всекарельском съезде профсоюзов в сентябре 1927 года было подчеркнуто, что в настоящее время особое внимание должно быть обращено «на внесение в работу физкульткружков элементов военных знаний, навыков и начал общественно-политического во спи тани я . Необходимо всемерно развивать работу по постройке как союзных, так и межсоюзных спортзалов, спортплощадок, водных и лыжных станции и т. д.»3. Областные, республиканские Главные Советы физической культуры настоятельно рекомендовали всем спортивным организациям развивать стрелковый, конный спорт, фехтование, самооборону без оружия, борьбе джиу-джитсу4. Руководителям спортивных кружков предлагалось включить в отдельные виды спорта ряд военно-прикладных видов. Однако относительно практических дел в военизации населения было сделано немного. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 116-121. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 116-121. © Калинина Е. А., 2024 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz