Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)
Примером вузовского проекта является созданный в 2012 году в Казани «Казанский открытый университет талантов 2.0», который работает с талантливой молодежью и имеет базу данных всех победителей и призеров конкурсных мероприятий. Кроме индивидуально ориентированных занятий с молодежью, Университет Талантов работает с семьями, проводит Республиканские родительские собрания и тренинги для родителей по общению с ребенком. Это называется Университетом Талантов для родителей15. «Индивидуальный подход в наставничестве, персонификация и “штучное” взращивание подопечного в профессиональном плане ярко иллюстрируют известные примеры реализации успешного взаимодействия в конструкции “ученик — наставник”» [1: 110], поэтому наставничество как совокупность лично-ориентированных педагогических технологий — важнейшая форма подготовки специалистов в науке, искусстве, спорте, «мастеров» в любом деле. На принципах индивидуального подхода, прямого взаимодействия наставника и подопечного, воспитания уважения к своему делу, творчеству основываются многие учреждения дополнительного образования (в частности, музыкальные и художественные школы). В этом отношении наставничество способствует поддержке и формированию семей высокой культуры. Наставничество в семье: проблема понимания и индивидуальный опыт Прежде чем выяснить, что считается наставничеством в семьях, надо было определить в ходе полевой работы, как информанты понимают само «наставничество» и насколько относят его к семейной жизни. Начиная с советского времени, в официальном и «производственном» дискурсах это понятие используется только для обозначения педагогического сопровождения профессиональной деятельности на этапе вхождения в нее молодого специалиста или человека, нового в организации. Наставничество стало стойко ассоциироваться с миром профессий. Его «исконные» смыслы, коренящиеся в русском и других славянских языках, сохранялись преимущественно в религиозной сфере (духовное наставничество, институт наставников) [17] и в классической литературе [18]. Наряду с распространенными значениями: «учитель, руководитель, воспитатель» [19: 345], — есть и более глубокие смыслы понятия «наставник». В словаре В. И. Даля «наставлять» означает «назидать кого, учить, поучать, давать духовные или нравственные наставления» [20, Т. 2: 416], а в словарной статье к слову «путь» находим: «Путевод < ...> , наставник, советник, наставитель, учитель»; «Путеводствовать < . > руководствовать, наставлять или поучать» [20, Т. 3: 544]. Наставничество связано с понятием и пониманием «пути» как в христианском его значении (путь к спасению души), так и в универсальном (жизненного пути человека). «Наставить» означало «указать путь < ...> , дать верное (в христианском понимании) направление чьей-л, деятельности, мыслям», а наставник — «тот, кто указывает путь, проводник, вожатый» [21: 262-265]16. Как показало полевое исследование, «наставничество» и «наставник», понимаясь в общеупотребительном «производственном» смысле, сохраняют значения, связанные с сопровождением на жизненном пути и формированием ценностных ориентиров. Они также ассоциируются с любой помощью и советами. Разнообразие смыслов создает трудности в понимании самих феноменов наставничества и наставника: «Этот человек помогает по всем вопросам в случаях возникновения трудностей. То есть к нему обращаются, просят совета, спрашивают, как бы он поступил. Иногда, этот наставник, может помочь в работе, потом в рамках межличностных отношений» (ПМА1-5); «Безусловно, наставничество в широком смысле — это необходимая помощь человеку. Жизнь настолько сложна и многообразна, что одному человеку очень непросто определиться, например, с выбором профессии, совершенствоваться в даже в любимом деле, порою бытовые проблемы ставят человека в тупик, и без верного наставника (и не одного) ему просто не прожить» (ПМА2-2). В результате понятие оказывается «размытым», как сказала одна из молодых информантов. Наставничество можно отнести к самым разным сферам жизни: «Смотря, что имеется в виду. Наставник на работе, наставник духовный . наставник . в образовательной среде. Разные роли бывают. Это может быть старший товарищ, который тебя наставляет по жизни. . Т о т , кому ты д о в ер я еш ь ., кто-то из родителей или может быть старший приятель» (ПМА1-6). С точки зрения Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz