Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.2/2024(3)

детей-сирот «Точка опоры»9. Ранее сходный проект «Стартап — школа жизни», нацеленный на социальную адаптацию выпускников и воспитанников детских домов, осуществляла региональная общественная организация «Заполярье без сирот». Для участия отбирались наставники-волонтеры. Они проходили предварительное обучение в «Школе наставничества», для которой было написано учебное пособие совместно с экспертами из МАГУ, органов опеки, учреждений для детей-сирот10. Более того, волонтерами становятся семьи, которые после прохождения обучения работают по программам, нацеленным, в частности, на профилактику социального сиротства11 и на обеспечение благоприятных условий для жизни ребенка тем семьям, которые в этом нуждаются12. Наставничество и развитие семейной культуры Социальное сопровождение требуется не только «неблагополучным» семьям, но и нормативным — для предотвращения неблагополучия или, скорее, для удовлетворения потребности в дополнительной поддержке при выполнении жизненно важных функций. Экономисты и педагоги дополнительного образования считают, что анализ российского исторического опыта в области домашнего наставничества, когда детей учили подготовленные педагоги, применим в современных социальных условиях при формировании семейного благополучия. Целями могут быть эмоциональное оздоровление семьи, профессиональный рост ее членов, выявление и развитие творческих способностей детей, использование новых форм и средств социального воспитания. Исследователи так называемых «неполных» семей справедливо полагают, что отсутствие одного из родителей само по себе не может считаться признаком неблагополучия. Однако такие семьи могут испытывать дефицит, например, «мужского воспитания» ребенка, и тогда «семейный авторитетный наставник-мужчина способен оказать поддержку семье и решить ряд вопросов, связанных с ролью и значением мужчины в доме» [13: 84]. Молодым родителям нередко требуется педагогическая подготовка и консультации. Наличие пожилых и больных членов семьи побуждает обращаться к медикам, социальным службам, волонтерам. Наконец, есть благополучные семьи, которые испытывают лишь дефицит культурообмена и общения. Муниципальные и общественные организации социальной помощи способствуют формированию социально-культурной среды, в которой семьи могут общаться, совмещая досуг с развивающими и педагогическими задачами. Так, 23-24 августа 2023 года в Ростове Великом состоялась Сессия Института семейного наставничества с участием родителей, детей, специалистов Центра «Содействие» Ростов, АНО «Моя семья», Государственного музея «Ростовский кремль», молодежных отрядов волонтеров при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». Проводились образовательные мероприятия для родителей, мастер-классы, занятия, игровые программы, обсуждались личные кейсы, состоялись интерактивная программа «В стенах древнего кремля» и дискуссионный киноклуб. По мнению организаторов, такой формат мероприятия эффективен как метод оказания психологической помощи и эмоциональной поддержки семье13. Более скромные по масштабу акции проводят отдельные учреждения культуры, особенно избравшие «семейный» профиль в работе. Например, библиотеки ЦБС города Апатиты, и особенно Библиотека семейного чтения, практикуют мероприятия, способствующие внутрисемейной и межсемейной интеграции, посвященные культурной жизни и истории семьи, развитию детей, национальным традициям. Результатами являются, с одной стороны, повышение самооценки семей в отношении своей социально-культурной роли и фамильных традиций, с другой стороны, популяризация семейной культуры [16]. Наставнической по принципам работы является и помощь семьям, в которых есть способные дети. По личной и общественной инициативе создаются частные образовательные учреждения, проекты, чтобы восполнить компетенции, недостающие, по мнению родителей, государственным школам, детским садам и даже вузам. Такой стала семейная школа «Галилео» в Мурманске, которую организовали две опытные предпринимательницы и многодетные мамы. Они осознавали «нерентабельность» проекта, но были не удовлетворены системой ЕГЭ, невоспитанностью многих соучеников своих детей, отсутствием в школах безопасной и интеллектуальной среды14. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 5-19. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 5-19. © Разумова И. А., 2024 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz