Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.1/2024(3)

очередь использование наилучших доступных технологий и инструменты стимулирования их внедрения, трансформируются системы экологического регулирования, например в лесной сфере, сфере обращения с ТКО, ведется дискуссия о переходе на прогрессивную фискальную политику в увязке с природоохранными платежами [14]. В 2022 г. введена норма «озеленения» экологических штрафов. Повышение внимания со стороны государства к вопросам экологии выразилось также в ужесточении экологического контроля. Например, в 2020 г. впервые в истории России размер ущерба, причиненного холдингом «НОВАТЭК» в результате экологической катастрофы в связи с крупномасштабным разливом нефтепродуктов в Норильске, по оценке Росприроднадзора, составил 2,1 млрд долларов США. Закономерно, что данные усилия привели к росту расходов на охрану окружающей среды. За 2017-2021 гг. текущие и эксплуатационные расходы на экологию выросли в 2 раза за счет роста корпоративных затрат, а доля государственного финансирования в структуре затрат на экологию сократилась до 35 %. Выросли затраты на текущие расходы, а капитальные затраты не превышали в 2022 г. четверти общих затрат на экологию [9]. Это вызвано тем, что финансовые источники экологической модернизации ограничены и находятся на стадии становления; «зеленый» банкинг практически отсутствует. При наличии всех инструментов для организации экологического инвестирования, по сути, сектора экономики требуют комплексных преобразований, связанных с технологической модернизацией, в том числе экологической, для конкурентного развития в условиях «зеленой» повестки. В 2021 г. Правительством РФ утверждены национальные критерии проектов устойчивого, в том числе «зеленого», развития и требования к системе верификации инструментов его финансирования, подготовлен стандарт «зеленого» инвестирования в привязке к реестру наилучших доступных технологий. Законодательство предусматривает специальные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении тех или иных видов хозяйственной и иной деятельности, которые оказывают или могут оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В зависимости от вида хозяйственной деятельности, требования установлены специальными (отраслевыми) нормативными правовыми актами. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится оценка такого воздействия, которая тесно сопряжена с экологической экспертизой, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [15]. С точки зрения развития социальной и экологической ответственности промышленных предприятий, кроме государственного экологического мониторинга и контроля (надзора), призванных контролировать соблюдение законодательства об охране окружающей среды, наиболее важным экологическим механизмом выступает производственный экологический контроль. Он позволяет хозяйствующим субъектам организовывать и обеспечивать самостоятельное выполнение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также проверке соблюдения требований в этой области. В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды), программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий [16]. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 февраля 2022 г. № 109 [17]. В соответствии с установленной программой, хозяйствующие субъекты ежегодно предоставляют в уполномоченный орган отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля. Кроме того, в соответствии со статьей 67.1 Закона об охране окружающей среды, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 1. С. 210-222. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 1. P. 210-222. © Красильникова Н. А., Неустроева А. Б., Сосин В. В., 2024 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz