Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.1/2024(3)

Более половины территории Якутии относится к Арктической зоне России, где располагаются основные запасы полезных ископаемых, главным образом в виде углеводородов (нефти и газа), редкоземельных металлов. Так как промышленное освоение Арктики долгое время велось без учета экологических последствий, одной из основных задач, помимо сохранения природных экосистем и адаптации к изменениям климата, стала ликвидация накопленного вреда [10]. Исключительно важной проблемой Арктики является управление промышленными отходами, которые в огромном количестве накапливаются в местах концентрации объектов промышленности по добыче и переработке полезных ископаемых и при попадании в почву в превышающих предельно допустимую норму количествах приводят к накоплению их в живых организмах и потере плодородия почв. Основной объем негативного воздействия на окружающую среду приходится на предприятия по добыче полезных ископаемых, обеспечению электрической энергией, газом и паром. Объемы выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух определяются деятельностью предприятий водо- и теплоснабжения, по добыче нефти — 93 % промышленных выбросов, отслеживаемых статистикой [11; 12], загрязнения водных объектов, более 70 % — предприятиями добычи твердых полезных ископаемых и предприятий водо- и теплоснабжения, образование отходов. В республике в целом наблюдается значительный рост образования отходов от деятельности промышленных предприятий (алмазодобыча, золотодобыча, угледобыча и др.). За 2016-2022 гг. объемы ежегодного образования отходов увеличились в 3 раза, объемы утилизации — в 2 раза (рис. 1). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 1. С. 210-222. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 1. P. 210-222. Рис. 1. Показатели воздействия на окружающую среду промышленности в Республике Саха (Якутия) в 2016-2022 гг. Источник: Саха(Якутия)стат, 2023 г. Современная экологическая политика России Среди основных инструментов государственной экологической политики выделяются: нормирование в области охраны окружающей среды; установление общих и специальных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; организация оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы; государственный экологический мониторинг и контроль (надзор). В России в последние годы на государственном уровне предпринимались значительные усилия по проведению экологической модернизации. Экология в 2018 г. была определена стратегическим приоритетом развития страны [13], начали формироваться институциональные условия, в первую © Красильникова Н. А., Неустроева А. Б., Сосин В. В., 2024 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz