Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.1/2024(3)

природного газа, газового конденсата и нефти, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, добычи твердых полезных ископаемых (драгоценных металлов и камней), угля и антрацита, а также занятых геолого-разведочными, геофизическими и геохимическими работами в области изучения недр. Информация о предприятиях находится в открытом доступе. Экологическая модернизация промышленных предприятий напрямую связана с готовностью предприятий к осуществлению экологической политики в районах присутствия, которая определяется характером стратегических целей и планов по их достижению, а также соответствующей системой управления, включающей в себя разработку и внедрение внутренних нормативных документов и процедур, мероприятий, направленных на сокращение негативного воздействия; бюджет природоохранных мероприятий; инвестирование в природоохранные технологии, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ; повышение энергоэффективности при освоении месторождений полезных ископаемых и производстве продукции, утилизации отходов; контроль за состоянием окружающей среды, который определен Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как «система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды». Такие программы могут учитывать специфические требования, связанные с работой в Арктике, добровольные обязательства предприятий в регионе присутствия, направленные на адаптацию к изменениям климата, возмещение ущерба местам обитания коренных малочисленных народов и т. д. Были выявлены мнения экспертов относительно влияния пандемии COVID-19 и санкционного давления, принимаемых мер по адаптации к внешним условиям, изменений стратегических и тактических мероприятий предприятий по реализации экологических программ, а также ожиданий менеджмента компаний по изменению экологической политики. Регион исследования В этой статье мы исследуем предприятия Республики Саха (Якутия) — крупного субъекта восточной части Арктической зоны России. Экономика Якутии связана с добычей алмазов, золота, сурьмы, нефти, природного газа, угля, которые составляют основу промышленности и обеспечения социально-экономического развития. Якутия занимает первое место в России по площади территории, лидирует по объемам добычи полезных ископаемых, объему произведенного ВРП, поступлению налогов и объемам инвестиций в основной капитал из расчета на душу населения, а также по уровню заработной платы. Добывающая промышленность формирует 59 % валовой добавленной стоимости, производство электроэнергии, пара и воды — 3,4 % [9]. Основные макроэкономические показатели республики за 2015-2023 гг. приведены в таблице. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 1. С. 210-222. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 1. P. 210-222. Макроэкономические показатели Республики Саха (Якутия) в 2015-2023 гг. Показатель 2015 2018 2019 2020 2021 2022 7 мес. 2023* Численность населения (на начало года), тыс. человек 956,9 964,3 967,0 972,0 982,0 997,8 997,6 ВРП на душу населения, тыс. руб. 780,1 1166,8 1 266,3 1160,4 1636,7 1290,7 — Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, млрд руб., фактические цены 585,5 908,7 887,3 847,2 1301,0 2067,8 1331,9 Расходы на охрану окружающей среды, млрд руб. 12,1 13,3 20,2 17,6 19,5 21,0 — Примечание. Источник: Саха(Якутия)стат. * По состоянию на 1 августа 2023 г. © Красильникова Н. А., Неустроева А. Б., Сосин В. В., 2024 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz