Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки) вып.1/2024(3)

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 1. С. 203-209. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2024. Vol. 3, No. 1. P. 203-209. 1.2. Антропометрическое обследование пациента [13-15] для определения соматотипа. 1.3. Психофизиологическое обследование с оценкой: 1.3.1 темперамента личности (по Айзенку EPQ, «Шкала эмоциональной возбудимости»); 1.3.2 текущего функционального состояния организма (по вариабельности ритма сердца); 1.3.3 сложных сенсомоторных реакций и свойств нервных процессов (по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и «Реакции различения»); 1.3.4 моторных способностей (сила нервных процессов, лабильность и выносливость) для оценки общей работоспособности (по теппинг-тесту); 1.3.5 психического состояния (по методу «САН»); 1.3.6 уровня ситуативной и личностной тревожности (по Спилбергеру — Ханину); 1.3.7 ситуативного и долговременного состояния психики (по тесту Люшера) [16]. 1.4. Определение геометрических особенностей зрительного образа пространства, воспринимаемого пациентом, до и после сеанса АЛТ, затем — 1 раз в неделю на протяжении 30 дней, в первой половине дня (по О. А. Гончарову) [17]. 1.5. Электроэнцефалографическое обследование пациента во время сеанса АЛТ с выявлением наиболее привлекательных или отвергаемых форм пространственной организации и цветовой гаммы ландшафта. 1.6. Классификация пациентов по совокупности выявленных признаков по пп. 1.1.-1.5. 1.7. Составление индивидуального методического «ключа» для формирования комплекса ландшафтных образов, определения оптимальной последовательности и продолжительности их демонстрации во время сеанса АЛТ согласно п. 1.6. 2. Алгоритм сеанса АЛТ. 2.1. Определение систематической принадлежности пациента согласно п. 1.6. на основании данных его: 2.1.1. опроса и анкетирования; 2.1.2. антропометрического обследования; 2.1.3. психофизиологического обследования; 2.1.4. индивидуальных параметров пространственного восприятия согласно п. 1.4. 2.2. Последовательная/поочередная демонстрация изображений, подобранных согласно содержанию его индивидуального методического ключа (п. 1.6.). Заключение Предлагаемый нами алгоритм проведения профилактических и лечебных курсов арктической ландшафтной терапии на основе разработки индивидуального методического ключа для ее сеансов будет способствовать снятию стресса на рабочем месте. В нем учитываются особенности конституции и психофизиологического статуса пациента, которые, вместе с данными об уровне испытываемого им стресса, позволяют персонифицировать продолжительность и динамику процедур предлагаемого алгоритма и целенаправленно воздействовать на выявленные психосоматические отклонения. В результате использования данного алгоритма следует ожидать снижения уровня ситуативной и личностной тревожности, повышения фона настроения и общего самочувствия, улучшения рисунка общения с близкими и коллегами в сторону большей уравновешенности и доброжелательности, что, несомненно, повлияет на повышение работоспособности сотрудников и экономических показателей любого предприятия в целом. Список источников 1. WHO. World Mental Health Surveys, 2008. Global Perspectives on the Epidemiology of Mental Disorders. Eds: R. C. Kessler, T. B. Ustun. Geneva: WHO 2008; 698. 2. Цынгот А. В., Палагутина Н. В., Панина А. В. Стресс на рабочем месте — международная проблема // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 4 (14). С. 161-166. © Гонтарь О. Б., Жиров В. К., Соловьев А. Г., 2024 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz