Труды КНЦ (Технические науки вып. 3/2024(15))
Нечеткая логика находит свое применение в разных видах имитационного моделирования. В случае с агентным моделированием она используется для задания поведения агентов, например, для имитации поведения человека или отдельных его аспектов, а в системной динамике — для вычисления нечетких параметров, например, плавающих показателей торговли и промышленности. Сочетание имитационного моделирования и нечеткой логики используется при моделировании сложных систем из разных предметных областей: складской системы [4], в создании модели управляющих действий летчика [5], управлении установками уличного освещения [ 6 ], выбора метода проращивания риса [7], анализе неисправностей в энергосистеме [ 8 ] и т. п. Также подобная связка инструментов часто применяется для моделирования социальных, экономических и социально-экономических процессов. Для того чтобы выявить, как именно применяется нечеткая логика при разработке компьютерных моделей, ниже будут рассмотрены некоторые работы в разрезе применяемых методов имитационного моделирования. Реализация нечеткой логики на базе агентных моделей Довольно большой кластер имитационного моделирования с использованием нечеткой логики занимают агентные модели. Тематика этих моделей довольна обширна. Например, в работе [9] описывается инструмент моделирования, который позволяет имитировать социальные процессы в многоагентной системе, где агенты принимают решения в соответствии с правилами нечеткой логики. Инструмент предлагает тороидальный, непрерывный мир, в котором могут существовать два вида растений (пряность и сахар) и произвольное количество агентов разных видов. Агенты имеют потребности и могут быть наделены различными правилами и стратегиями, среди которых они выбирают действия для удовлетворения своих потребностей. В работе [10] описывается применение нечеткой логики для моделирования динамики дружбы в агентной модели. Моделирование было сконфигурировано с использованием популяции из 3 тыс. статических агентов, случайным образом распределенных в пространстве. Имитация осуществлялась в течение 20 лет (1 тыс. шагов агента). Агенты способны взаимодействовать, устанавливая дружеские и супружеские отношения, а также размножаться. Агент сможет общаться примерно с 50 другими «возможными друзьями» на протяжении всей своей жизни. Из них каждый агент сможет выбрать, с кем из них он будет общаться, будет дружить. Этот выбор задается правилами нечеткой логики. Модель виртуального поселка В работе [11] рассмотрено создание модели виртуального поселка, наполненного игровыми персонажами. Каждый игровой персонаж при этом оснащен системой принятия решений на основе нечеткой логики. Авторы утверждают, что при рассмотрении системы принятия решений с использованием нечеткой логики для одного персонажа результаты предсказать довольно просто ввиду небольшого количества конечных состояний, но при увеличении количества систем задача становится нетривиальной. Целью создания модели является классификация и описание активностей персонажей, руководствующихся нечеткой логикой при принятии решений. При этом персонажи взаимодействуют в рамках модели и оказывают влияние на свойства друг друга. Набор активных действий и свойств персонажа представлен на рис. 1 . Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2024. Т. 15, № 3. С. 69-81. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2024. Vol. 15, No. 3. P. 69-81. Рис. 1. Активности и свойства игрового персонажа [11] © Неупокоева Е. О., Малыгина С. Н., Быстров В. В., 2024 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz