Труды КНЦ (Технические науки вып. 2/2024(15))

Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2024. Т. 15, № 2. С. 83-92. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2024. Vol. 15, No. 2. P. 83-92. В качестве возможного решения данной проблемы предлагается подключение параллельно с потребителем (ДСП) компенсирующего устройства, работа которого, по сути, аналогична работе синхронного двигателя без нагрузки на валу [21; 22]. Принцип действия данной установки поясняют векторные диаграммы, которые приведены на рис. 5. Компенсация реактивной мощности не производится, если ЭДС компенсатора Ек численно равна напряжению сети Uc (рис. 5, 1). Когда ЭДС устройства достигает значения , превышающего Uc на величину падения напряжения АЕ (рис. 5, 2), под действием АЕ в сети возникает реактивный ток , который опережает напряжение сети на 90 ° (емкостный ток). Синхронный компенсатор в этом случае выдает реактивную мощность в сеть. Если же < Uc (рис. 5, 3), генерируется ток /^ , отстающий от напряжения сети на 90 ° (индуктивный ток), компенсатор при этом потребляет реактивную мощность. 1 2 3 Рис. 5. Векторные диаграммы синхронного компенсатора: 1 — компенсация отсутствует; 2 — емкостный режим; 3 — индуктивный режим Fig. 5. Vector diagrams o f a synchronous compensator: 1 — standby mode; 2 — capacitive mode; 3 — inductive mode Приведенный принцип компенсации реактивной мощности ДСП демонстрирует модель, выполненная в среде ATP/EMTP, как показано на рис. 6. Использованные для создания модели элементы, а также их назначение сведены в таблице. Рис. 6. Общий вид модели рассматриваемого участка сети 10 кВ в ATP/EMTP Fig. 6. ATP/EMTP model o f the 10 kV network under study © Губская Е. И., Колобов В. В., Карпов А. С., Ярошевич В. В., 2024 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz