Труды КНЦ (Технические науки вып. 2/2024(15))
дизельных электростанций, в которых установлено 2-3 дизель-генератора по 15-20 кВт. Тепловая энергия вырабатывается котельными агрегатами мощностью 20-50 кВт. Суммарная электрическая и тепловая нагрузка каждого потребителя этого класса варьируется в пределах 50-150 кВт. Объекты Северного флота, также расположенные в прибрежных районах, обеспечиваются энергией от дизельных электростанций и котельных установок. Их суммарная мощность может достигать 200 кВт. Электроснабжение рыболовецких колхозов и оленеводческих хозяйств, базирующихся в прибрежных поселках (рис. 30, в), осуществляется от местных дизельных электростанций мощностью 200-500 кВт, а теплоснабжение — от котельных установок производительностью до 2-3 МВт. Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Технические науки. 2024. Т. 15, № 2. С. 5-47. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Engineering Sciences. 2024. Vol. 15, No. 2. P. 5-47. / ■' " Ji in / ■Ч5^А_ѵ^ |М у ^ м а у ск 4 / j Мурманск J S - у Ч А ' / Ч л 1 / {Уг \+9 ■ \ Г 1 * \ \ 1 \ ( ( ( ь * 10 д - 8 \ v Метеостанции: Маякн: Пограничные заставы: 1- Байда-Губа 2—Цып-Наволок 3 - Териоерка 4 - 0 . Харлов 5- Святой Нос 6 - Терско-Орловский 7 - 0 . Сосновец 8 - Пялица 9- Чаваньга 10 - Кашкаранцы 1 - Вайдагубский 11 - Терско-Орловский 2 —Цып-Наволок 12—Сосновецкий 3 —Сеть-Наволок 13—Никодимксий 4 - Тювагубский 14- Кашкаранский 5 - Кильдинский Северн. 6 - Териберский 7 - Русский 8 - Харловский 9 - Святоносский 10- Городецкий I -Пумманки VI -Дроздовка II -Цып-Наволок VII-Поной III - Кильдин IV - Гаврилово V -ВосточнаяЛица Рыболовецкие и оленеводческие хозяйства: 1- с, Чаваньга, p/к “Беломорскийрыбак” 2 - с, Чапама, р/к “ Чапама” 3 - с. Краснощелье. совхоз “Тундра” 4 - н.п. Сосновка Рис. 30. Расположение автономных потребителей энергии на побережье Кольского полуострова Fig. 30. The arrangement of autonomous energy consumers on the Kola Peninsula coast Доставка топлива в удаленные прибрежные районы Кольского полуострова возможна разными видами транспорта. Но использование автомобильного транспорта затруднено из-за продолжительного зимнего периода, сильных снежных заносов и короткого светового дня (полярной ночи). Поэтому широко используется водный морской, бездорожный и воздушный транспорт. Расходы на местный распределительный транспорт варьируются в широких пределах и способствуют существенному удорожанию топлива. Цена на топливо может возрасти при использовании танкеров в 1,3-1,8 раза, бездорожного транспорта — в 1,5-2,5 раза, а при использовании авиации — в 3 раза по отношению к отпускной цене. Это означает, что после доставки потребителю топливо может подорожать до 70-100 тыс. руб/т, что способствует росту затрат на выработку энергии. Это подталкивает потребителя к экономному, бережному расходованию топлива, изысканию путей его возможного замещения (вытеснения) другими видами энергии, в частности таким местным источником энергии, как ветер. Опыт показывает, что дизельные электростанции обычно укомплектованы тремя-четырьмя дизельными агрегатами, что позволяет маневрировать мощностями, вовремя проводить их техническое обслуживание, иметь необходимый аварийный резерв. Число часов использования установленной мощности ДЭС составляет 2000-2500. Все ДЭС находятся в зоне, где среднегодовые скорости ветра на высоте 10 м составляют 6-8 м/с. © Минин В. А., 2024 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz