Труды КНЦ (Естественные и гуманитарные науки вып.4/2023(2))

Введение В православной традиции церковный престол — четырехугольный стол, установленный в центре алтаря, на котором совершается таинство Евхаристии — имеет обязательное посвящение в память определенного события из Священной истории или в честь угодника Божия, избранного строителями храма своим «особенным ходатаем перед Господом»1. Выбор наименования престола приходских церквей в Российском государстве законодательно не регулировался и зависел от пожелания местных общин или заказчиков строительства. В первой четверти XIX века было принято единственное ограничение, касавшееся икон Пресвятой Богородицы: храмы возводились только с посвящением Богородичным двунадесятым праздникам2. Кроме того, согласно синодальному постановлению, принятому 29 сентября 1742 года, при постройке церквей вместо «сгоревших и обветшалых» предшественниц сохранялись прежние престольные наименования («вновь на том же месте и в то же наименование по подобию прочих святых церквей строить»)3. Отечественная историография, посвященная церковным наименованиям, обширна. Еще во второй половине XIX века появляются интересные работы, содержащие рассуждения о возможном соотношении выбора некоторых престольных наименований с ранее существовавшими дохристианскими культами и топографическими особенностями конкретных местностей, где сооружались православные храмы4. Современные исследователи, применяя аналитический и сравнительно-исторический методы для изучения материалов разных российских регионов, пытаются найти особые закономерности формирования местных систем престольных посвящений [1-3], соотнести определенные церковные наименования с той или иной этнической группой [4, 5]. Престольные посвящения рассматриваются как способ «самоидентификации ктитора в истории» [6], а так называемые мемориальные церкви определяются как специфический коммеморативный инструмент в православии [7, 8]. Изучаются традиции почитания популярных святых (великомученика Георгия, святителя Николая Чудотворца, архангела Михаила и др.), которые отражались в наименованиях приходских церквей [9-11]; устанавливаются различия в статистике престольных посвящений городских и сельских церквей [12]. Вопросы, связанные с наименованиями приходских церквей Кольского благочиния в первой половине XIX века, остаются до сих пор неизученными. В статье определяются количество престолов в местных храмах и состав их посвящений, а также предварительно выявляются региональные особенности существовавшей системы церковных наименований. Статья подготовлена на основе ведомостей о церквах Кольского благочиния за 1844 год, обнаруженных в фонде Третьего благочиннического округа Кемского духовного правления (Ф. 663) Национального архива Республики Карелия (далее — НА РК)5и продолжает цикл работ, посвященных изучению церковно-приходской жизни на Кольском Севере [13-16]. * * * История строительства приходских церквей, действовавших в Кольском благочинии в рассматриваемый период, за исключением однопрестольного храма великомученика Димитрия Солунского в с. Кузомень, начиналась в конце XIV-го по XVII век. По результатам археологических обследований первым в Русской Лапландии признается существовавший в конце XIV века на месте современного с. Варзуга деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца [17]. Появление большей части церквей края в Средние века было связано с возникновением и миссионерской деятельностью общежительных обителей (Троицкого Печенгского, Кольского Печенгского, Пречистенского Кандалакшского и Соловецкого монастырей)6. В первой половине XIX века древнейшей в благочинническом округе считалась клетская церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, построенная по преданию преподобным Трифоном Печенгским на р. Паз в 1565 году [18]. Самая «молодая» в Кольском благочинии Кузоменская церковь Варзужского Петропавловского прихода была возведена местными прихожанами в 1782 году и возобновлена после пожара в 1844 году7. Согласно ведомостям о приходских церквах Кольского благочиния, составленных для Архангельской духовной консистории в 1844 году, в округе существовало 24 престола, из них 18 - - главных и 6 - - дополнительных (табл.). Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 95-102. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, No. 4. P. 95-102. © Кожевникова Ю. Н., 2023 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz